16+

Игорь Золотусский: оставьте Чичикова в покое!

В минувший вторник Владимир посетили известный литературный критик Игорь Золотусский и реставратор с мировым именем Савва Ямщиков. Их визит в наш город связан с недавним празднованием 200-летнего юбилея со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

Знаете ли вы, что Гоголь никогда не говорил, что в России две беды – дураки и дороги? И мнение, что сюжет "Мертвых душ" Гоголю подарил Пушкин, – тоже чистой воды выдумка? Этими заявлениями Игорь Петрович прямо-таки огорошил. Уж больно велик у Золотусского авторитет гоголеведа, поэтому мэтру поверили на слово.
Но почему именно Владимир? Во-первых, литературовед, писатель и журналист Золотусский в 60-х годах прошлого века 4 года прожил во Владимире и, по его собственному признанию, жизнь в нашем древнем городе вывела его на дорогу познания Гоголя, так что наш город в судьбе исследователя на особом положении. А для Саввы Ямщикова владимиро-суздальская земля стала первым опытом знакомства с Древней Русью. Он впервые приехал сюда студентом в 1954 году и навсегда "заболел" древнерусской историей. Случилось так, что известные личности подружились и сошлись в единой точке – в областной научной библиотеке Владимира. На встречу с мэтрами пришла владимирская читающая публика.
Итак, Савва Васильевич неспешно заходит в зал, опираясь на деревянную палку, которую ему много лет назад вырезал ныне покойный хранитель Пушкиногорья Семен Степанович Гейченко. Это теперь талисман. А Игорь Петрович снимает кепку, кладет ее поверх сумки на стол – разговор начинается.
Ямщиков:
– Я много с кем мечтал познакомиться из интересных людей, но так оказывалось, что жизнь сама сталкивала меня с этими людьми. Причем не то чтобы я к ним подходил с просьбой дать автограф или где-то встречался за столом. Я вообще считаю, что отношения человеческие, а тем более дружеские, за столом не рождаются, а скорее кончаются. Человеческие отношения и дружба складываются во время совместного дела. Лет 20 назад началась перестройка, а я занимался в советском Фонде культуры проблемами сохранения памятников. Судьба свела с писателями Беловым, Астафьевым, Распутиным. Их называют "деревенщики". Определение меня раздражает. Выходит, самые главные "деревенщики" – это Иван Тургенев и Лев Толстой?
Я читал статьи Игоря Петровича Золотусского в периодической печати о моих друзьях, знакомых писателях. Это действительно критика в лучших традициях русской критической мысли XIX века. И вот когда я столкнулся с Игорем Петровичем на телевизионных съемках, нам пришла идея объединиться во имя юбилея Гоголя. Казалось бы, что может быть благороднее, чем подготовиться к юбилею величайшего писателя мира, мыслителя, борца за чистоту православия.
Вот приходится восстанавливать первоначальный облик могилы Николая Васильевича Гоголя. А что юбилей? Хуже отметить юбилей такого писателя могут, пожалуй, только в Зимбабве. По всем каналам шел Жванецкий. У нас самый главный – Жванецкий! А что это за ужас – якобы музей Гоголя на Никитском бульваре. Ужас, а не музей.
Золотусский:
– Про любовь к Гоголю говорят повсеместно. Но как я вчера сказал своей жене (мы разговаривали про Гоголя) – по-моему, Гоголя уже отключили от "питания". Среди официальных торжеств 1 апреля было заседание в Малом театре – это все. И это при том, что было разослано 186 приглашений в разные страны Европы и Америки. Приехала в Москву почти вся французская Академия. Прецедент. Устав академии был нарушен, и в столицу приехала большая группа людей, чтобы почтить память Гоголя и возложить венок к подножию его памятника.
Кстати об этом памятнике скульптора Андреева, который стоит сейчас во дворе дома писателя на Никитском бульваре. Памятник многострадальный. Его несколько раз переносили.
И вот некоторые общественные организации в преддверии 200-летия со дня рождения Гоголя предложили перенести этот памятник на Гоголевский бульвар, где уже стоит памятник Гоголю, выполненный Николаем Томским.
Не могу назвать их сумасшедшими, по-моему, они просто тщеславные люди, которые решили показать всему миру, что они ведут борьбу с тоталитаризмом. Дескать, при Сталине поставили другой памятник. Надо восстановить справедливость. Они не подумали, что будет, если андреевский памятник вернется на Арбатскую площадь?
Что произошло с домом № 7а по Никитскому бульвару? Там устроили дискотеку, какой-то аттракцион, посмешище над памятью Гоголя. Это называется музей! В комнате Гоголя расположились какие-то склеенные из дешевого картона маски, против камина, в котором Гоголь якобы сжег второй том "Мертвых душ" (хотя на самом деле он сжег его в печке), – какой-то электронный отражатель, который "отбрасывает тени умерших людей". Я сам там не был, видел фотографии в газете. Они "душу Гоголя" поместили в сундук, назвав его сундуком Пандоры. Как известно из истории мифологии, никакого сундука Пандоры не было, а был сосуд Пандоры, в котором заключались несчастья, болезни, разные человеческие пороки. Понимаете? Но решили, что лучше устроить "неординарное зрелище", театр вещей. Сундук на колесиках – один из этих предметов.
Нам удалось отбить желание у проектировщиков построить в комнате, где жил Гоголь, будуар Екатерины II: ореховые столы, резные позолоченные стулья. Увы, в России у Гоголя нет своего дома – это национальный позор. Очень важно, что на могиле Гоголя будут установлены крест и голгофа вместо бюста, который стоит там с 1981 года.
Ямщиков:
– Когда мы проявили инициативу создать мемориальный музей Гоголя, нам ответили: "А у нас нет мемориальных вещей". Вы поезжайте в Михайловское, говорю, там нет ни одного настоящего дома. Все дома построены в послевоенное время. Энтузиасты согласились передать безвозмездно музею вещи гоголевской эпохи.
Золотусский:
– Эта история продолжается. Нельзя отворачиваться от человека, который прославил нашу страну. Как сказал замечательный ученый Константин Мачульский, "если бы продолжалась эпоха Пушкина, то был бы сплошной Майков и сплошное благополучие". Майков – это апологет Пушкина и его подражатель. Появляется Гоголь – сплошное неблагополучие. Мировой размах и мировая слава. Гоголь первым ввел в русскую литературу мировой контекст. Разве мы не должны этим гордиться? В России много замечательных писателей, но у Пушкина 15 музеев, а у Гоголя – ни одного. Конечно, для этого есть причины. Он человек одинокий, в России у него не было близких людей, мама его жила на Украине. Словом, пока живы, будем заниматься своим делом дальше.
Не буду говорить про книгу о Гоголе в серии ЖЗЛ. Она очень нелегко мне далась, несмотря на то, что я окончил университет, поработал учителем в школе, был журналистом и так далее. Знал я очень мало, тем более о XIX веке. Пришлось погрузиться в чтение рукописей Гоголя, ездить в архивы Москвы, Петербурга, Киева. При этом я испытывал глубокое волнение, которое испытывают, наверное, во время влюбленности. Это была счастливая жизнь для меня. Жизнь, которая потребовала стать лучше, терпимее, может быть, даже мудрее. Всем этим я обязан Гоголю. Книга писалась 10 лет и уже выдержала 7-е издание.
Вышли "Мертвые души" с моими комментариями. Один том – "Мертвые души", второй – комментарии. Книга с прекрасными иллюстрациями. Это мой взнос в юбилей Гоголя.
Кроме того, в свет вышел фильм "Оправдание Гоголя". Он шел по каналу "Культура". Сначала денег на съемку фильма не нашлось. Тогда Савва Васильевич взял меня за руку и отвел к председателю ВГТРК Олегу Добродееву. Деньги на съемку были выделены. Сценарий к этому фильму я писал почти целый год. Съемки – это очень трудная работа. Я знаю таких людей, которые заучивают тексты, а потом бойко их озвучивают. Должен признаться, этого делать не умею. Телевидение весьма нелицемерно отражает всякие попытки быть слишком бойким, складно говорящим. Я предпочитаю импровизацию. Говорю то, что в настоящее мгновение чувствую. Только в одной Европе мы записали 49 синхронов. Побывали в Израиле. Гоголь в 1848 году отправился на Святую землю помолиться Гробу Господню. Помолиться с одной целью – удостовериться в постоянстве и твердости своей веры. Он молился Гробу Господню, слушал литургию и пережил очень тяжелые минуты. Потому что, как писал Жуковский, "сердце его осталось черствым". Гоголь был человеком глубоко верующим, и он не оправился после такого удара у Гроба Господня.
Надо было снимать этот эпизод прямо у Гроба Господня. Можете представить? Все время текла толпа народа со всего мира. Такой торжественный момент, очень личный и вместе с тем всемирный. Я почувствовал, что просто не могу говорить. Тем более я до этого побывал у Гроба Господня, молился там. Но я почувствовал совсем другое, не то, что почувствовал Гоголь. И мне было очень жаль его, неудобно за него. Хотя, поймите меня правильно, я не могу сказать, что я хотел как-то скрасить то, что произошло с Гоголем, потому что Николай Васильевич прекрасен, велик. Но мне было тяжело говорить.
Мы побывали во многих странах Европы – в Швейцарии, Германии, Италии, во Франции. Особенно интересной оказалась поездка в Швейцарию. Гоголь, который после постановки "Ревизора" уехал из России и осел в Швейцарии и там начал писать "Мертвые души". Он много там гулял, путешествовал. Посетил Шильонский замок, где когда-то томился некий сиделец, о котором Байрон написал поэму "Шильонский узник", был у памятника Руссо, наведался в имение Вольтера. И всюду, как мальчишка, оставлял автографы. Мы хотели их найти. И нашли, сняли на камеру!
И вдруг передо мной вырос новый сюжет, которого не было в сценарии. Гоголь перед лицом Байрона, Гоголь перед лицом Руссо и перед лицом Вольтера. Три великих человека, представителя великой европейской культуры XVIII – начала XIX века. В их лицах как бы отразилась сама европейская цивилизация, перед которой оказался Гоголь. Та цивилизация, которая дышала революционными идеями и лозунгами. Гоголь не мог принять бунтарские мотивы. Он был консервативен и считал, что сначала человек должен измениться, а затем и общество. Человек независим от внешних условий – наоборот, внешние условия зависимы от человека.
Было очень тяжело снимать в Италии, стояла жара под 40 градусов. Мы снимали в самой первой квартире, где жил Гоголь. Там сейчас женский монастырь. И монахини нас пустили.
Вопрос из зала:
– Как изжить современных Чичиковых?
Золотусский:
– Я бы хотел заступиться за Чичикова. Не трогайте Павла Ивановича. Между прочим, мой комментарий к "Мертвым душам" начинается словами "Я человек, Ваше сиятельство". Это слова Чичикова, которые он говорит генерал-губернатору, когда его ловят на очередном мошенничестве. Не надо забывать, что Чичиков – сирота. Рос без матери. У него, как пишет Гоголь, "незащищенное сердце". Надо же такое написать о плуте, мошеннике, обманщике. Но Гоголь сам о себе однажды так сказал: "У меня незащищенное сердце". Представляете? Он видел в Чичикове несчастного человека, которого он хотел спасти. Другое дело, что ему это не удалось, потому что он не закончил трилогию "Мертвых душ". Третьего тома вообще не было.
Вопрос из зала:
– Как вам понравился фильм Леонида Парфенова про Гоголя?
Золотусский:
– Он приходил ко мне на консультации перед съемками. Я рекомендовал ему снять там-то, и там-то. И вижу, как он стоит на римской площади Пьяцца дель Пополо и говорит: "Вот здесь была квартира Гоголя". Хотя его квартира в 5 километрах от этой площади. Он просто все врет! Он не сомневается в себе. Показывает нам единственную фотографию 1845 года, где запечатлен Гоголь. Первое фото называлось дагеротип, от имени изобретателя Дагера. Там Гоголь среди художников. Вот, говорит, посмотрите: рядом сидит художник Иванов, тот самый автор "Явления Христа народу". А на этой фотографии вообще нет Иванова! Раньше за такие вещи пороли.
У Золотусского спросили, как он относится к попыткам Украины присвоить себе Гоголя.
– Есть простые люди, а есть властная верхушка. Народ любит Гоголя и любит Россию, там нет отчуждения к россиянам. Я был недавно на Украине на презентации книги о Гоголе. Меня встречали с любовью. Я люблю Гоголя, они любят Гоголя. Все остальное – чисто политическая интрига.
– Так много говорят про тайну смерти Гоголя. А что было на самом деле?
Золотусский:
– Сегодняшняя театральная, кинематографическая и телевизионная публика, она паразитирует на последних минутах жизни Гоголя. То якобы открывают гроб Гоголя, а там головы нет! Начинают по всему миру искать голову Гоголя. Полный бред. Никакой тайны здесь нет. Есть просто кощунство и надругательство над прахом Гоголя. 31 мая 1931 года было ликвидировано кладбище при Свято-Даниловом монастыре, где был похоронен Гоголь. При этом гроб Гоголя вскрыли и разграбили. А присутствовали при этом, между прочим, писатели Юрий Тынянов, Владимир Лидин, художник Тышлер и другие. Писатель Лидин отрезал от оставшегося целого сюртука кусок материи и переплел им "Мертвые души". На внутренней стороне обложки была пластина, чтобы все гости могли убедиться, что это не просто материя, а кусок сюртука. Кто-то похитил даже ребро. Зачем надо было вскрывать могилу Гоголя? Зачем? Это же кощунство. Это был прекрасный дубовый просмоленный гроб. Нет, они его вскрыли и разграбили. Голова Гоголя была на месте, она была чуть повернута, потому что могила была очень глубокая и произошло смещение. Гроб был не самом дне могилы, он был сбоку под каменным слоем, чтобы лучше сохранился.
Гоголь умер своей смертью, чему есть свидетельства – воспоминания скульптора Рамазанова. Кстати, Рамазанов проходил курс живописи в Италии, так что он лично знал Гоголя. Он снимал с него посмертную маску. Во время этого процесса были замечены первые признаки разложения.
Гоголя перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Оттуда выбросили крест и голгофу, которые бесследно исчезли. Хорошо, что сейчас их собираются восстановить.

Андрей ТРОХИН
Фото автора

Просмотры: