Суздальскую “натуру” смотрят в Каннах

"Иван Грозный и митрополит Филипп" - последняя лента Павла Лунгина, целиком отснятая в Суздале год назад, включена в программу внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале. Корреспонденту "Призыва" разрешили наблюдать...

"Иван Грозный и митрополит Филипп" – последняя лента Павла Лунгина, целиком отснятая в Суздале год назад, включена в программу внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале. Корреспонденту "Призыва" разрешили наблюдать за ходом творческого процесса на съемочной площадке.

На самом деле Лунгин, при всей его известности, не столь и плодовитый режиссер. После давнишнего "Такси-блюза" он прославился своим недавним "Островом", в котором в главной роли снялся все тот же Петр Мамонов.
Известно, что в основу сценария "Ивана Грозного" был положен роман пермского писателя Алексея Иванова об истории непростых отношений с Грозным соловецкого игумена Филиппа, сначала вознесенного царем до митрополита, а потом снова сосланного в монастырь и там умерщвленного. Исторический момент, когда митрополит отказался благословить Ивана IV, воплотил в своем знаменитом живописном полотне "Иван Грозный и митрополит Филипп в Успенском соборе" русский живописец Василий Пукирев.
Директор съемочной группы Вадим Курюзлов рассказал "Призыву", что фильм об Иване Грозном хотя и нельзя назвать блокбастером, "но все же это очень дорогой фильм". Декорации к "Ивану Грозному" возводились на тех же самых местах, где в 1984-1985 годах снимался американский телесериал "Петр Великий" с Омаром Шарифом, Лоуренсом Оливье и Максимилианом Шеллом. Между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями была построена старая Москва, в Спасо-Евфимиевом монастыре – Опричный дворец, а в Суздальском кремле – "Пыточный городок". Немалыми были и расходы на "звезд". А это Олег Янковский (митрополит Филипп), Петр Мамонов (Иван Грозный), герой телесериала "Улицы разбитых фонарей" (милицейский начальник "Мухомор") Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), "самый русский финн", знаток русской национальной охоты Вилле Хаапасало (немецкий пыточных дел мастер). Кроме того, как признался сам Лунгин, затраты на реквизит превысили все ожидания. Только одних бород было заказано около 500. Как это ни парадоксально, но сэкономить удалось на голливудском операторе Томе Штерне. По некоторым данным, его участие в фильме обошлось менее чем в 100 тыс. долларов.
Съемки проходили нервно, но весело. Настолько, что к утомленному Ивану Охлобыстину (он играл роль царского шута) даже вызывали "скорую помощь". Звезды были неприступны, за исключением Петра Мамонова. Но и он, похоже, настолько вжился в роль, что реагировал неадекватно. На вопрос, как идут дела, отвечал замысловато: "Какие дела? Четыре доски и сверху крышка. Это я гарантирую". Самого русского финна удалось подловить в ГТК, где он освежался у стойки бара. Но он вдруг совсем забыл русский и перешел на родное наречие. Специалисты в кинематографии заверяли, что самый "крутой" – Юрий Кузнецов, поскольку каждый день в телевизоре. Наверное, это так, потому что на обращение "Юрий" он обиделся и посоветовал вспомнить его отчество. До Михаила Жарова (он сыграл Малюту Скуратова в фильме Эйзенштейна) он, может, и не дотягивал, но внутреннюю силу ему придавала бессмертная слава "Мухомора".
Самой милой оказалась актриса Российского академического молодежного театра Рамиля Искандер, игравшая роль второй жены Ивана Грозного Марии Темрюковны. Она честно призналась, что была удивлена, что Лунгин взял ее в свой фильм. Но тут подоспел самый русский финн и уже на чистом русском посоветовал не вмешиваться в творческий процесс. Сам Лунгин разнервничался, когда увидел, что его фотографируют за поеданием супа. Пришлось показать ему отснятый материал. "Неплохо, впрочем, – одобрил мэтр, – весьма аппетитно". Но ассистенты неистовствовали. По словам одного известного журналиста, они даже грозили сбросить его с суздальского вала. Но журналист не дрогнул, сохранил верность долгу, и со съемочной площадки не ушел.
Да, деликатности не хватало. Зато хватало антуража. Особенно в "Пыточном городке". "Человечину" мучили на дыбе, крутили на каких-то каруселях и душили на виселицах. А то и попросту привязывали к лошадке и таскали туда-сюда по полю. Это были поистине жуткие голливудские сцены. Скоро мы их и увидим. Но после просвещенной французской публики.

Леонид НОВИКОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике