Маэстро своенравной акварели

В Доме офицеров начала свою работу выставка произведений одного из старейших художников Владимира Виктора Шамаева, посвященная его 80-летию.

В Доме офицеров начала свою работу выставка произведений одного из старейших художников Владимира Виктора Шамаева, посвященная его 80-летию.

Более 50-ти лет назад, в 1958 году, по окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.Мухиной, Виктор Шамаев приехал во Владимир – один из старейших русских городов, богатый древними живописными и архитектурными традициями. Здесь он быстро включился в творческую жизнь, начав работать в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России.
Как монументалист, Виктор Шамаев мно-го сил отдал работе по украшению общественных зданий города Владимира. Им оформлены Владимирский планетарий, Владимирский государственный университет, где написаны портреты ученых, областная и городская библиотеки, цеха ВТЗ, музыкальная школа №2 и многое другое. Кроме того, своими творческими работами Шамаев участвовал в областных и российских художественных выставках. В разных техниках пробовал себя художник, но однажды он взял в руки акварель и так покорен был ею, что больше не изменял никогда.
Акварельные краски есть, наверное, в каждом доме. Это на первый взгляд самый простой и доступный материал для изобразительного искусства. Но акварель часто называют чувством, запечатленным в цвете, настолько велик ее потенциал. Работа в технике акварели невозможна без высокого профессионализма, подразумевает также артистизм и виртуозность мастера. Акварель своенравна, строптива и очень подвижна. Она дает возможность импровизировать, заставляет принимать мгновенные решения. Результат труда в работе акварелью виден не в отдаленной перспективе, а в этот же момент. Акварель неожиданна, двух одинаковых быть не может.
В советское время акварель из камерного вошла в сферу большого искусства. Проводились республиканские и всесоюзные выставки. Выросли размеры работ, на выставках можно было увидеть акварели размером до двух метров, не потерявшие своих специфических, характерных для нее свойств.
Несмотря на всю сложность и капризность акварели, Виктор Шамаев достиг в этой технике больших высот и по праву считается ведущим акварелистом Владимирского Союза художников. Подтверждением этому является неоднократное участие работ мастера на серьезных художественных форумах: Всесоюзных выставках ак-варели (1984 и 1987 гг.) и Всероссийских выставках станко-вой графики в Москве (1986 г., 1998 г.).
Несмотря на возраст, Виктор Шамаев удивительно живой, подвижный человек, находящийся в постоянном движении. Как и у всякого художника, у него есть излюбленные мотивы, к которым он обращается постоянно. Это церковь Покрова на Нерли, прекрасная в любое время года, это родные кольчугинские проселки, солоухинские места. Сердце художника болит за русскую провинцию, за запущенность ее храмов, за бедность ее деревень, за чистоту природы. Все эти проблемы он знает не понаслышке, потому, что им исхожены, наверное, все владимирские дороги, увидены и запечатлены на картинах даже самые глухие ее уголки. За свою долгую жизнь художник исколесил много дорог. Он объездил Урал, Сибирь, путешествовал по Волге, бывал за границей. И отовсюду в виде путевых зарисовок он привозил живые акварели, полные чувств и эмоций.
Выставка, в настоящее время развернутая в Доме офицеров, – это не только царство акварели, это душа художника в красках. Родная природа – неиссякаемый источник вдохновения художника. Каждый пейзаж Виктора Шамаева, независимо от того – маленький это этюд или законченный пейзаж-картина, является воплощением его переживаний, итогом длительного созерцания. Застывшие на холсте краски говорят нам о чувствах художника, заставляют вместе с ним радоваться, волноваться, грустить. Они открывают для нас неповторимую прелесть родного пейзажа.
На выставке показано и несколько натюрмортов. Чаще всего это изображение букетов цветов и даров природы. Ведь цветы – это часть пейзажа, перенесенная в мастерскую художника, которая доносит до нас запахи лесных трав, полей или тонкое благоухание куста распустившейся сирени.
Виктор Шамаев – признанный мастер акварели, работы которого отличаются высокой культурой письма. Важное, присущее творчеству Шамаева качество – мажорная тональность его произведений. Он не приукрашивает действительность, но как-то так получается, что в любом пейзаже он умеет видеть и показать красивую душу природного мотива.
Художник не стоит на месте, всю свою жизнь он совершенствуется, работает над собой, и с определенностью можно сказать, что сегодня он имеет высокий профессиональный и творческий уровень, достиг той степени мастерства, когда, подчиняясь движению души, он с легкостью воплощает свой замысел. Кисть художника на бумаге живет широко и свободно, и он работает, прислушиваясь лишь к высокому полету своего вдохновения.
Однажды в частной беседе Виктор Иванович рассказывал, что, будучи в небольшом городке в Германии, он проводил мастер-класс акварельной живописи для немецких детей. Дети и родители были потрясены возможностями акварели и техникой русского мастера. С улыбкой художник говорил, что после нескольких занятий на улицах его стали узнавать и обращаться не иначе, как "маэстро".
Виктор Шамаев с удовольствием делится секретами своего мастерства. К нему на выставки приходят учащиеся детских художественных школ, и он проводит для детей мастер-классы – учит работать акварелью. И надо видеть, с каким восхищением следят дети за рукой художника, за точностью его движений. Они видят, как белая бумага сквозь краски отражает свет, и благодаря прозрачности красочного слоя под рукой мастера появляется нечто легкое, звучное и по-настоящему прекрасное – акварельная живопись.
На открытии выставки руководством Дома офицеров была высказана замечательная идея – организация в их стенах школы-студии акварели Виктора Шамаева, в которую может прийти заниматься любой житель города Владимира: и стар, и млад.

Надежда СЕВАСТЬЯНОВА
Фото В. Михайлова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике