Талантливый изобретатель, мудрый педагог, надежный коллега

Владимирский государственный гуманитарный университет, и в бытность педагогического института, и в новом статусе, всегда был славен своими кадрами, мощным преподавательским составом. Практически каждый выпускник, как бы ни сложилась...

Владимирский государственный гуманитарный университет, и в бытность педагогического института, и в новом статусе, всегда был славен своими кадрами, мощным преподавательским составом. Практически каждый выпускник, как бы ни сложилась его профессиональная карьера, с гордостью называет себя учеником того или иного преподавателя.

Имена педагогов вуза на слуху у жителей Владимира и области. Часто вместо резюме достаточно назвать уважаемую фамилию. Причем жизнь многих владимирских ученых не всегда готовила их к преподавательскому поприщу. Каждый в педагогику пришел своим путем.
Проректор по менеджменту и инновациям Владимирского ГГУ, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Александр Гаваза в детстве о педагогическом поприще даже не помышлял. Во Владимирской средней школе № 26 Александр был одним из лучших по физике. Глядя на портрет Ньютона, висящий над школьной доской, Саша Гаваза мечтал об открытиях и даже записался в кружок юных физиков при пединституте. Семья жила очень скромно, поэтому в 1967 году, по окончании школы, Александр пошел работать. Но мечте не изменил. Поступил на вечернее отделение политехнического института. А работа лаборанта на кафедре теоретической физики в пединституте давала многое пытливому юноше. Заведующий кафедрой профессор Давид Пеннер заметил способности молодого помощника. Можно сказать, именно с его благословения началась серьезная научная деятельность Александра Гавазы. Так, закончив один престижный вуз Владимира, Александр Николаевич остался работать в другом, куда пришел еще школьником – любителем физики.
Он сразу же вошел в группу молодых ученых. Позднее авторские изобретения Гавазы и его коллег были использованы в принципе действия электронных часов и заслужили одобрительные отзывы самого Петра Капицы, директора института ядерной физики.
Сегодня гордость Александра Николаевича – технико-экономический факультет, которым он руководил почти три десятилетия, факультет, который побил все конкурсные рекорды. Но много лет назад, когда Александра Гавазу впервые назначили на административно-руководящую работу – заместителем декана физмата, для многих это было неожиданностью.
– Ведь я не был по образованию педагогом, – улыбается Александр Гаваза. – Новая должность потребовала мобилизации всех ресурсов – проявить себя в качестве воспитателя и организатора учебного процесса. Справился только потому, что самому всегда везло на сильных наставников, в числе которых декан физмата Владимир Пестов. Именно благодаря Владимиру Семеновичу из меня получился неплохой менеджер.
– Это был самый большой факультет института, пожалуй, старейший в учебном заведении, – вспоминают коллеги Александра Николаевича. – Молодой замдекана был всегда в гуще событий, будь то сельхозработы или учебный процесс – казалось, что у него в сутках не 24, а все 48 часов. Удивительно то, что у Александра Гавазы оставалось время для новых научных разработок. Он с энтузиазмом начал работать в области специальной педагогики, чтобы помочь слепоглухонемым детям. Под руководством профессора, доктора педнаук Александра Пальтова ему удалось создать прибор, помогающий детям-инвалидам использовать остаточное зрение и тактильное восприятие для обучения.
Получив канал связи с внешним миром, ребята и их родители, конечно же, не задумываются, кем и когда были изобретены эти устройства. Кстати, приверженцы (или, наоборот, противники) современного тестирования, наверное, очень удивились бы, если бы узнали, что и у истоков программированного обучения во Владимирской области стоял Александр Гаваза.
– Я ни в коей мере не призываю увлекаться тестированием, – подчеркивает Александр Николаевич. – При обучении и контроле знаний необходимо использовать как можно больше разнообразных методов и приемов, а не сводить процесс к одному лишь тестированию.
Александр Гаваза удостоен множества правительственных и министерских наград, но самый дорогой для него результат труда – это практическая польза от его изобретений, благодарная память выпускников, уважение и авторитет коллег.

Елена КАШКИНА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике