Сергей Бирюков. Три взгляда на фотовыставку

Зачем люди ходят на выставки? Кто-то хочет стать свидетелем творческих успехов своего знакомого. Иные не упустят возможности оценить работы с профессиональной точки зрения. Есть и такие, кто скрупулезно...

Зачем люди ходят на выставки? Кто-то хочет стать свидетелем творческих успехов своего знакомого. Иные не упустят возможности оценить работы с профессиональной точки зрения. Есть и такие, кто скрупулезно выискивает у своего коллеги недостатки.

Однако чаще всего мы посещаем выставки, чтобы насладиться искусством, получить эмоциональный заряд и окунуться в атмосферу еще неизвестного нам мира. Мира, который мы можем увидеть глазами художника.
Лично я предпочитаю посещать выставки не в день открытия. Оживление, как правило, сопровождающее подобные мероприятия, мешает лучшему восприятию. Фотовыставку генерального директора владимирского завода "Электроприбор" Сергея Бирюкова я посмотрела трижды. И каждый раз все было по-новому.

Взгляд первый. Романтик, влюбленный в жизнь
Все художники сумасшедшие. В том смысле, что они смотрят на мир не так, как большинство смертных. Фотограф – тот же художник, и суть их творений одна – достучаться до человека. Сейчас фотоаппараты есть практически у всех, и красивые фотографии могут делать многие. Но красивая фотография – это еще не произведение искусства. Произведением она становится, если человеку удалось поймать мгновение и передать свои чувства другому. А еще, если смотришь на фотографию и тебе абсолютно безразлично – как она выполнена технически.
У Бирюкова есть фотокартины, которыми хочется любоваться. Вроде нет рядом автора, но он незримо присутствует, заставляя прогуляться вместе с ним по тем местам, которые ему дороги. Надо же – кто-то прошел мимо и не заметил, а он успел схватить. Может, потому что был готов к этому? У фотохудожника Владимира Федина на этот счет такое мнение: "Сергей Бирюков – любитель. Однако у него от природы развит художественный вкус, есть чувство меры и умение видеть. Выставка достигла своей главной цели – заставила людей наслаждаться красотой окружающей жизни".
А еще меня, как посетителя, приятно удивило оформление выставки. Ведь чтобы фотография "заиграла", ее нужно правильно представить. С эстетической точки зрения – ни к чему не придерешься. Разве только – добавить музыкальное сопровождение. И тогда погружение будет полным. Подобные выставки или отдельные работы очень стильно будут смотреться в любом офисе, оживят любой интерьер. В компании "Мир фото", где проходит выставка Бирюкова, есть все возможности для оформления: от печати снимков на любой бумаге и любого формата до разработки дизайна выставки и изготовления багетов.

Взгляд второй. Очарованный путешественник
Если хотите узнать человека поближе, заставьте его говорить о том, что он любит больше всего на свете. Ходить с Сергеем Бирюковым по его персональной выставке, значит, побывать вместе с ним во всех тех местах, где побывал он. Горящие глаза выдают в нем человека, безумно любящего путешествовать и при этом не расстающегося с фотоаппаратом. Причем неясно, какая страсть сильнее – путешествия или фотография.
Нашей жизни не хватит, чтобы объехать все красивые места, убежден Сергей Евгеньевич. Наверное, поэтому он старается впитать в себя как можно больше красок мира, эмоций и философии других стран и народов. Пейзажи, портреты, жанровые сценки – все снято с настроением, подмечено с любопытством, донесено с чувством. Залитые предрассветным солнцем Альпы, грустные ивы в Императорском саду Пекина, задумчивые осенние виноградники Бордо, уличные сценки Франции.
Суздаль, Ростов Великий, Волга, Селигер – хочется гулять здесь и фотографировать, фотографировать, фотографировать. Владимир – здесь он родился. "У нас ведь нет другого места в мире, есть лишь то, где мы живем, – говорит фотограф. – Меня иногда спрашивают: мог ли я жить где-то в другом месте? Да не хочу я нигде, только здесь! Я очень люблю свой город".
Более десяти лет Сергей Бирюков не выпускает из рук фотоаппарат, пытаясь донести до людей свои размышления. Персональная выставка – своего рода эмоциональный всплеск и попытка показать, что он чему-то научился. По крайней мере, видеть мир под иным углом зрения. В этом плане Сергею Евгеньевичу много дал городской фотоклуб. Выставка фотографа-любителя – это и своего рода вызов профессионалам: покажите, как вы видите этот мир!
-Вы волновались, как коллеги-профессионалы примут ваши работы?
-Безусловно. Их мнение для меня очень важно. Сергей Ермолин, Владимир Федин, Владимир Ишутин – мои учителя. Общаясь с ними, можно многому научиться быстрее, чем читая специальную литературу. Я прекрасно понимаю, что это не есть конкуренция: есть профессионализм и есть любительство. Может, у меня получается чуть лучше, но все равно это любительство.

Взгляд третий. Человек Возрождения
Оценка работы с позиции "нравится – не нравится" – вкусовая. Точка зрения на произведение искусства должна быть крепко сбита, уверены профессионалы. Художник Сергей Ермолин подарил мне свой критерий оценки изобразительных работ и разрешил им воспользоваться, чтобы понять, хорошая работа или плохая. "Когда вы смотрите на картину, независимо от того, натюрморт это, пейзаж или жанровая сценка, решите для себя: хотите ли вы оказаться в этой среде, в этом интерьере, с этим человеком? Если хотите, то эта работа имеет право висеть у вас в спальне, в гостиной, в мастерской, в поле вашего зрения".
Художник Сергей Ермолин – о художнике Сергее Бирюкове:
"Когда мы делали фотоальбом "Очарованный путешественник" по работам Сергея Евгеньевича, мы очень много спорили. Есть фотографии, которые он явно перерос. Но понять его можно – это первая книга, хочется о себе заявить, показать, где побывал.
Вот Италия. Гоголь говорил: "Кто побывал в Италии, тот побывал на небесах". Итальянская серия – удивительна. Здесь все выверено – по цвету, по композиции. Я нахожусь внутри. Это – поэзия. По колориту – это просто фламандская живопись. Императорский сад в Пекине. Божественно. Я хочу здесь побывать, хочу окунуться во все это, хочу посмотреть, как заходит солнце. Я внутри этого события. Франция – я даже чувствую запах виноградников. За некоторые вещи я ему просто аплодирую:"
Художник Ермолин считает фотоработы Сергея Бирюкова профессиональными. На это у него опять же свой критерий. Во времена Ренессанса жили люди, которые могли профессионально делать несколько дел абсолютно разного профиля – один и тот же человек талантливо сочинял стихи, рисовал и при этом писал медицинские трактаты. "До сих пор не могу понять, как они этого достигали, – восхищается художник. – Как в Сергее Евгеньевиче могут сочетаться хороший организатор, руководитель крупного предприятия, бизнесмен и художник, для меня это загадка. А ведь он – художник. Все его картины сделаны очень грамотно, продуманно. Здесь не хочется ничего передвинуть, дополнить, изменить композицию. И это искусство. Я его называю человеком Возрождения".

Ирина ДУБИНЕВИЧ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике