Что такое Страстная седмица

Наступила последняя перед Пасхой неделя Великого поста, или Страстная седмица. Это самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года. Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из...

Наступила последняя перед Пасхой неделя Великого поста, или Страстная седмица. Это самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года. Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что-то очень важное, что эту службу уже не восполнить.

Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям о последних беседах Иисуса Христа с народом и учениками, а в Великую среду еще и о предательстве Иисуса Иудой Искариотским.
Вечером в четверг на службе читаются "12 Евангелий", то есть 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелий верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю. Колокол в это время звонит число, которое соответствует читаемому Евангелию.
После 8-го Евангелия читается канон, потом единственный раз в году поется о том, как Иисус Христос простил разбойника, который был распят вместе с ним, потому что в последнюю минуту перед смертью он покаялся.
– Существует обычай в этот день после богослужения отнести из церкви домой свечу с пламенем (с которым вы простояли всю службу), и на пороге дверей в свою квартиру начертать дымом от огня крест, чтобы оградить жилье от всевозможных напастей аккурат до следующей Пасхи, – говорит пресс-секретарь Владимирского епархиального управления дьякон Андрей Сидоров. – Это один из немногих предпасхальных народных обычаев, освящаемых и поддерживаемых церковью.
Служба в Великую пятницу посвящена смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению. Литургии в Великую пятницу не бывает. Священнослужители поднимают плащаницу (символизирующую изображение Христа, лежащего во гробе) с престола (как бы с Голгофы), и выносят ее из алтаря на середину храма. Здесь она находится в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
В Великую субботу на утрени (которая по правилам богослужения идет в каждом храме в пятницу вечером), при погребальном звоне колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", – плащаница обносится вокруг храма, символизируя сошествие Иисуса Христа в ад и победу Его над смертью.
В субботний день утром служат литургию Василия Великого. Из ее особенностей – смена черных одежд престола и облачения священно-служителей на светлые. Яркий момент службы, когда дьякон выходит на середину храма и возвещает людям о Воскресении Христовом, подобно тому, как о том же объявил Ангел, появившийся при гробе Христа. Уже вечером (как правило, в 11.30) священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа.

Владимир МИХАЙЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике