Вербное воскресенье или вход Господен в Иерусалим?

Заканчиваются первые сорок дней Великого поста, предшествующего празднику Святой Пасхи. В выходные в православных храмах по всему миру будут праздновать Лазареву субботу и вход Господен в Иерусалим.

Заканчиваются первые сорок дней Великого поста, предшествующего празднику Святой Пасхи. В выходные в православных храмах по всему миру будут праздновать Лазареву субботу и вход Господен в Иерусалим.

Что нам говорит Евангелие
Все четыре евангелиста, повествуя о входе Господнем в Иерусалим, отмечают, что после чудесного воскрешения Лазаря многие из народа последовали за Иисусом, готовые сопровождать его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке чествовали царей.
На половине дороги, по просьбе Иисуса, ученики приводят к нему ослицу с осленком ("Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне". Евангелие от Матфея, глава 21). Это событие понимается по-разному: некоторые исследователи библейского текста говорят о том, что прибытие Христа в Иерусалим на осле – это символ величайшего смирения Господа, другие – что на ослах в древние времена ездили почетные люди, а значит, это было особым знаком почета. В Иерусалиме горожане встретили Иисуса, громко восклицая: "Осанна Сыну Давидову!", несли ветви финиковой пальмы, бросали на дорогу, устилая его путь. После установления христианства от обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он стал называться "Неделею Вайи", или "Цветоносной".

А как у нас
На Русь праздник пришел только в X веке, получив название Вербного воскресенья. И в этом был свой резон. Во-первых, в наших краях финиковые пальмы не растут. Во-вторых, время празднования Пасхи совпадает с цветением вербы. В-третьих, славяне издревле относились к вербе с почтением (ее сажали на краю поля для оберега посевов, растертую в порошок вместе с можжевельником прикладывали в примочках от ушибов и растяжений). Может быть, поэтому на Руси возникло множество "правил", не имеющих к православию никакого отношения. Например, принесенными из церкви ветками вербы полагалось бить друг друга, приговаривая: "Не я бью, верба бьет, через неделю Велик день (Пасха). Будь здоров, как вода, будь богат, как земля". Или что в Вербное воскресенье для оберега следует съесть натощак три почки вербы и, запив святой водой, сказать: "Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял. Как правда то, что Вербное воскресенье чтут, так и правда то, что чужие болезни не пристают ко мне. Аминь". Тем, кто не хотел есть просто почки, "специалисты" советовали добавить "барашки" вербы в любую кашу или сделать из них настойку, которая должна была не только лечить хозяев от головной боли, но и исцелять домашних животных.

"Вербные" традиции – от простой забавы до ереси
– Церковное освящение делает вербовую ветвь святыней, однако вряд ли следует серьезно рассуждать о ее магических свойствах, – говорит пресс-секретарь Владимирского епархиального управления дьякон Андрей Сидоров. – Обрядовое почитание вербы – старинный атрибут народного благочестия, у кого-то вызывающий снисходительную усмешку, у кого-то – искреннее уважение. "По вере вашей, – говорит Господь, – да будет вам". Но, к сожалению, необходимость соблюдения подобных обрядов часто догматизируется, становясь критерием спасения, – это, несомненно, представляет духовную опасность.
Впрочем, будем справедливы: у практичных жителей XXI века все эти рецепты уже не находят должного отклика и внимания. Правда, принести со службы ветку вербы и поставить ее за образок для того, чтобы она хранила семью от нечистой силы, стихийных бедствий, болезней, до сих пор считается действенным. Более того, часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова, вольно или невольно подменяя внешней (очень яркой и комфортной) "вербной" формой содержание праздника. В этом-то и видится сегодня "духовная опасность", о которой было сказано выше. И проблема здесь не в том, попала ли на веточку капелька святой воды или литр (верба и так, и так освящена), а в том, что многие из пришедших в этот день в храм пришли праздновать именно Вербное воскресенье, забывая (а то и вовсе не зная), что вход Господен в Иерусалим, по большому счету, один из самых трагических праздников церковного года. Целый народ встречал живого бога, пришедшего только с вестью о любви до конца, и отвернулся от него, потому что не любви они искали, а освобождения от врагов, от римской оккупации. И вскоре та же самая толпа, которая сегодня кричит: "Осанна Сыну Давидову!", будет требовать его распятия.
А с чем выходим мы из храма? На кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил: "Пойдем с Ним и умрем с Ним…". На Петра, который со страху отрекся от него трижды? Где мы находимся в этой людской толпе? Как не единожды говорил покойный митрополит Антоний Сурожский, нужно спрашивать себя об этом каждый раз после богослужения. Может, тогда Страстная седмица окажется началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни, а не останется в памяти всего лишь красивой веткой с вербой, которую ставят за образок, чтобы "вся нечисть от стен отходила".

Владимир МИХАЙЛОВ

Важно
Богослужение в Лазареву субботу отличается тем, что на утрени в этот день поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим…", а во время литургии вместо "Святый Боже" поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа".
Вход Господен в Иерусалим – это шестое воскресенье Великого поста. Важно помнить: освящение вербы совершается на всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника, а не на литургии. Во время всенощного бдения после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово:", а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы, которые раздаются молящимся, как бы встречающим невидимо грядущего Господа и приветствующим Его, как победителя ада и смерти.
В эти дни постящимся разрешается есть, кроме круп и овощей, рыбу, икру, постное масло и вино.

Интересно
Великий пост длится семь недель (или 48 дней) и включает сорокадневную Святую четыредесятницу и Страстную седмицу (6 дней перед Пасхой). Между ними находятся Лазарева суббота и праздник входа Господня в Иерусалим, которые в этом году приходятся на 11 и 12 апреля.

К сведению
Как будет работать транспорт на Вербное воскресенье
Жители города Владимира, желающие 12 апреля, в день празднования Вербного воскресенья, посетить кладбища Байгуши и Улыбышево, могут воспользоваться специально организованными автобусными маршрутами.
Движение общественного транспорта будет осуществляться следующим образом.
1. Специально организованным автобусным маршрутом (в режиме "экспресс") "площадь Победы – кладбище Улыбышево". Обслуживание будет производиться четырьмя автобусами большой вместимости с ориентировочным интервалом 15 минут. Стоимость проезда 20 рублей. Перевозчик: ООО "Владавтолинии", контактный телефон: 36-42-82.
2. До кладбищ Улыбышево и Байгуши – пригородными автобусами №135 (Улыбышево) и № 139 (Байгуши). Место посадки во Владимире:
– на Байгуши: остановка "Соборная площадь" (перед мостом на Судогодском шоссе у указателя "на Байгуши");
– на Улыбышево: остановка "Соборная площадь" (под мостом на Судогодском шоссе у указателя "Маршрут № 135").
Количество автобусов и интервал отправления – по наполнению. Регулируется диспетчером непосредственно на посадке. Стоимость проезда (по пригородному тарифу): 12 рублей – на Байгуши (маршрут № 139), 15 рублей – на Улыбышево (маршрут № 135). Перевозчик: группа автопредприятий "БигАвтоТранс", контактный телефон: 53-26-27, 53-36-71.
Все перевозки жителей по всем указанным выше маршрутам будут производиться автобусами большой вместимости. Льгота по бесплатному проезду по вышеуказанным маршрутам предоставляется:
1. Детям дошкольного возраста, не занимающим посадочного места;
2. Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Боевой Славы;
3. Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
4. Почетным гражданам города Владимира.
С целью обеспечения безопасности массовых перевозок в Вербное воскресенье администрация города Владимира предлагает жителям по необходимости воздержаться от поездок личным легковым автотранспортом на городские кладбища и через исторический центр города 12 апреля с 7.00 ч. до 15.30 ч.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике