16+

Доходит ли виртуальная молитва до неба?

Не так давно прихожан православных храмов, не понаслышке знающих о том, что такое Интернет, облетело сообщение: в Рунете появилась первая виртуальная часовня! На щит создатели сайта подняли ни много ни мало популярнейшего в народе святого Николая Угодника.

Посвященная ему он-лайн-часовня предлагает под ненавязчивый аккомпанемент духовной музыки почитать вывешенную здесь же молитву и, не отходя от компьютера, поставить свечку. Правда, виртуальную, зато совершенно бесплатно.
Кажется, наступило время воцерковления пользователей сети. Как отнесется церковное сообщество к подобному начинанию?
Современный человек все больше ощущает "свой дом – своей крепостью". Проникновение информационных технологий в обыденную жизнь грозит перевернуть наши представления о мире, наших возможностях и перспективах существования. Исчезают офисы, их заменяет надомный труд клерков у мониторов ПК. Образование становится дистанционным. Любой приличный и "неприличный" вуз имеет "виртуальный" канал обучения студентов. Появляется даже медицинское "бесконтактное" консультирование с использованием информационных технологий. В сети активно действует виртуальный загс, регистрирующий браки и разводы. Расстояние между людьми не имеет решающего значения. Земля стала маленькой и тесной.
Отдельный вопрос – возможно ли использование современных информационных технологий в церкви? Есть ли дороги, соединяющие "этот мир", "виртуальный мир" и "мир иной"?
Эта проблема является частью большой темы использования научных и технических достижений в церковной жизни. На первый взгляд, все достижения прогресса внутренне чужды сакральному порядку вещей. В России еще живы воспоминания о старообрядческих баталиях за "истинную веру". Тогда отвергались новые переводы церковных книг, реформа богослужения, иконы западного письма. До сей поры староверы не признают невосковых свечей. С большим трудом в церковный обиход "проникло" электричество. "Лампочка Ильича" ассоциировалась с антихристовым светом и находилась под негласным запретом долгие годы. Однако сейчас никто уже не удивляется световым рампам на фасадах православных храмов в дни Рождества и Пасхи. В 80-е годы были даже эксперименты с использованием электрических лампад, но с этим изобретением, слава Богу, быстро расстались.
Вслед за электрическим освещением в церкви пришли современные акустические системы, позволяющие радикально улучшить качество звука во время богослужения. Сейчас никого не удивляет телевизионная трансляция праздничных служб, еженедельная проповедь, вечерние и утренние молитвы на православном канале "Союз". В обиход давно вошли аудиозаписи канонов, акафистов и песнопений. Их слушают не только из эстетических соображений, но и используют как часть суточного молитвенного правила, находясь, например, в автомобильной пробке за рулем, священнослужители. Из этого можно сделать вывод – современные технологии трансляции богослужебной практики за пределы храмы уже вошли в частную религиозную практику.
Однако, надо признать, Интернет стоит в цепи нововведений в церковную жизнь особняком. Несмотря на то, что существуют многочисленные православные сайты (официальные и неофициальные), у этого изобретения человеческого ума недобрая слава у доброй части православного мира. Например, во Владимирской епархии до сих пор нет своего официального сайта, где пытливые умы могли бы почерпнуть информацию о жизни приходов и монастырей, о работе епархиальных служб, церковных новостях. Это при том, что давно существует ресурс РПЦ "Патриархия.ру"! Возможно, за фасадом Рождественского монастыря по-прежнему действует режим особой секретности. Но, думается, причина другая.
Интернет, или по-русски "сеть", ассоциируется с сетями дьявольскими, которыми денница улавливает души человеков. Недавно митрополит Климент, управделами Московского патриархата, высказался на эту тему: "Я хочу обратить внимание на те негативные процессы, которые распространяются в обществе через Интернет: агрессия, нетерпимость, жестокость, нравственная распущенность, культ наживы и наслаждения. Многие интернет-сайты переходят границы допустимого в этическом смысле, а некоторые – противоречат нашему законодательству". С этими мыслями трудно не согласиться. Тем более, архиерей признал, что "Интернет является величайшим достижением человеческого разума".
На наш взгляд, существенным недостатком многих рассуждений о новых способах коммуникации остается взгляд на них, как на феномен, проникающий (чисто змий!) в "церковную ограду". Однако можно было бы взглянуть на сеть иначе: это поле, которое должны вспахать и засеять православные миссионеры. Пока ведутся разговоры о попытках установить в Интернете цензуру ("как в Китае"), необходимо подумать о пределах разумного использования религиозным миром возможностей компьютерного пространства. Для этого надо определиться с пониманием самого термина "виртуальный мир", являющегося синонимом Интернета.
О том, что слово "виртуальный" до недавнего времени не было достоянием "живого" языка, свидетельствует отсутствие его в толковых словарях Даля и Ожегова. А в науке оно существует издавна, поэтому не все словари игнорировали слово "виртуальный". Так, словарь под редакцией Д.Ушакова даже специально отмечает его научную принадлежность и приводит пример из железнодорожной терминологии, используя при объяснении понятия "виртуальное расстояние" слова "мнимое расстояние" и "действительный путь". Общее же толкование данного слова в этом словаре таково: "Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный" (латин. virtualis).
Однако компьютерный мир давно стал объективной реальностью. Но вот только существует он в "эфирном" пространстве передачи информации. Поэтому некоторые явления в нем, в силу своей природы, не могут воплотиться. За пределами сети они остаются невозможными, а значит, иллюзорными. Огромный мир информации, размещенный на сайтах, дает человеку те же знания и навыки, какие ему предоставляют обычные книги и периодическая печать, телевидение, образовательные учреждения и т.п. Этот мир реален. Но одновременно существует мир игры. Вот он-то и является иллюзией реальной жизни! Компьютерную игру в "церковь" придумали давно и не в России.
Норвежская лютеранская церковь предлагает всем приверженцам своей конфессии практически моментальное спасение души. Для того, чтобы избавиться от всех грехов и получить гарантированный пропуск в рай, требуется всего лишь двенадцать секунд. Именно столько времени требуется на прочтение особой молитвы. Гениальная идея оперативного спасения души пришла в голову настоятелю храма в Хокксунде. У этой церкви имеется свой сайт в Интернете, на котором был размещен текст особой молитвы, которая, по мнению пастора, очищает душу от всех грехов раз и навсегда. Для того, чтобы получить эту индульгенцию-онлайн, нужно вслух прочитать текст молитвы, а потом нажать на кнопочку ОК. После этой нехитрой процедуры появляется окошко с надписью "Поздравляем! Вы получили спасение души!" и бывший грешник может более не волноваться насчет забронированного места в раю.  Преподобный Тор Эгил Рейланд, придумавший этот ловкий ход, полагает, что подобная методика прекрасно сочетает идеи церкви и современные технологии. "На самом деле все очень просто, – говорит пастор. – Если человек, читающий слова молитвы, искренен, и сердце его не имеет дурного помысла, то Господь услышит и такую молитву, соответственно, даровав прощение".
Вот такими играми развлекаются протестантские геймеры. Остается предположить, что и в царстве небесном они также побудут виртуально. В свое время один из моих приятелей – православных батюшек был крайне недоволен практикой "заочных" (без присутствия гроба в храме) отпеваний. Он говаривал в таких случаях: "Я заочно в баню не хожу".
С точки зрения православной церкви, богослужение есть наивысшая реальность. Ибо все существует в Боге, сотворившем этот бренный, временный мир. Только в своем Творце он имеет подлинное бытие. К богослужению, как явному присутствию Господа, всегда относились с трепетом и благоговением. С древних времен православные следили за тем, чтобы дети не играли в церковную службу (у сыновей священников такие попытки были не редкостью), так как считали это кощунством. На этом же основании церковь неодобрительно относилась к воспроизведению таинств и обрядов на театральной сцене и в кинематографе. Здесь и проходит граница возможностей Интернета: там, где игра, нет места высшей реальности. Какова сила иллюзии? На это хорошо отвечает православный анекдот. Православный, католик и неопятидесятник попали в ад. Православный молится: "Господи, прости меня грешного". Католик: "Боже, я плохо тебе служил!". Неопятидесятник: "А я в раю, я в раю!" Короче говоря, заигрался товарищ.

Михаил ВОРОНОВ, Владимир МИХАЙЛОВ

Мнения

А вот как оценивают начинания создателей сайта священнослужители и прихожане храмов

Светлана, 33 года, домохозяйка:
– Мало информации, особенно для молодежи. Хотелось бы увидеть на этом сайте историю жизни и подвижничества святого Николая Угодника, узнать, о чем ему принято молиться и в каких нуждах он помогает.
Людмила, 51 год, работник культуры:
– Я против подобных новаций. Если молиться дома, сидя на стуле за компьютером, – разве это укрепит дух и умиротворит душу? Когда мы заходим в намоленный храм, чувствуем запах горящих свечей, слышим церковный хор, то погружаемся в особую атмосферу, которой нет, да и не должно быть дома. В храме на душе становится много легче и спокойнее, а участие в службе прибавляет смирения. А как прикажете компьютеру поясной поклон бить?!
Член комиссии по работе с молодежью Владимирской епархии Геннадий Ноздрачев:
– Для человека, который в силу каких-либо жизненных обстоятельств стал инвалидом, такой сайт – неоценимое подспорье. Есть люди, которые и в храм ходят, и свечки ставят, но жертва их не угодна Богу. А есть те, кто просто физически не имеет возможности прийти в церковь. И тогда поставить свечку виртуальную для них – выход и благо. Главное – быть искренним в молитве.
Дьякон Андрей Сидоров, пресс-служба Владимирской епархии:
– Владимирская епархия положительно оценивает любые попытки как-то расширить православный информационный портал в нашем регионе – конечно же, если эти попытки санкционированы священноначалием церкви и разработчики сайтов придерживаются определенных канонических норм и установлений. Впоследствии эти попытки должны привести к созданию единого интернет-ресурса, который, в числе прочих, будет представлять и Владимирскую епархию в православном Рунете. Сегодня свои интернет-странички уже имеют храмы и отдельные благочиния, идет работа над разработкой сайта Владимирской духовной семинарии.
Настоятель московских храмов в Бибиреве игумен Сергий (Рыбко):
– Виртуально ставить в Интернете свечу виртуальной иконе Николая Угодника?! Это, по меньшей мере, странно и лично мне не по душе. Испокон веков было принято приходить в храм, ставить настоящие восковые свечи, самому заказывать молебен и присутствовать при его чтении.

Просмотры: