Собственный стиль провинциального оркестра

Вчера на сцене концертного зала им. Танеева новую программу представил Владимирский камерный струнный оркестр. Этот коллектив считают продолжателем традиций, заложенных именитыми предшественниками - Виктором Корначевым и Александром Рудиным.

Вчера на сцене концертного зала им. Танеева новую программу представил Владимирский камерный струнный оркестр. Этот коллектив считают продолжателем традиций, заложенных именитыми предшественниками – Виктором Корначевым и Александром Рудиным.

"Это действительно так, но отчасти", – говорит художественный руководитель Александр Сонин. Оркестр вырабатывает свой собственный стиль, сочетающий в себе как великие традиции, так и современные исполнительские технологии.

Точка отсчета
Камерный ансамбль Виктора Корначева, ставший после того, как его возглавил Александр Рудин, оркестром Musica Viva, извините за подобное сравнение, "вспахивал и создавал благодатную почву" – в данном случае слушательскую аудиторию. Иное дело – сформировать коллектив только из владимирских музыкантов. А если учесть, что уже работал губернаторский оркестр, то задача усложнялась вдвойне. Однако она была выполнена, и коллектив вот уже девять лет не просто существует, но активно и направленно работает, приобщая к прекрасному и воспитывая музыкой учащихся, студенчество, военнослужащих, тружеников села и рабочий класс. При этом коллектив вырабатывает свой собственный стиль.

Из-за рояля – к пюпитру
У Александра Сонина в музыкальной среде превосходная репутация. Коллеги характеризуют его: "пианист с отличной исполнительской техникой"; "высокообразованный, культурный человек, тонко чувствующий музыку"; "добросовестный человек"; "великолепный аккомпаниатор". В оркестр Сонин пришел в 2000 году как клавесинист. Тогда руководителем был Александр Кульницкий, внезапная кончина которого оставила камерный струнный без руководителя. Какое-то время коллектив возглавляла скрипачка Арина Шевлякова. Однако плотный гастрольно-концертный график в оркестре Юрия Башмета не позволял ей уделять много времени владимирскому оркестру. По прошествии некоторого времени Александр Сонин встал к дирижерскому пульту. В истории музыки таких примеров множество: Ференц Лист, Сергей Рахманинов, Михаил Плетнев:
– Это разные вещи, – комментирует Сонин. – Для любой профессии нужна школа. Одно дело – понимание музыки чисто музыкантскими способностями, другое дело – руководить коллективом, добиваясь необходимого звучания.
– Есть дирижеры – тираны-деспоты.
– Нет, в маленьком коллективе это невозможно! – смеется Александр Олегович.

Свобода творчества
Нынешний концертный сезон оркестра изобилует премьерами. В феврале на суд публики были представлены три сочинения, которые не исполнялись во Владимире. По признанию Александра Сонина, давно ему хотелось осуществить мечту – исполнить "Аполлон Мусагет" Игоря Стравинского. Это одноактный балет, написанный специально для Дягилевского фестиваля в Париже в 1928 году.
– Эта музыка необычна даже для Стравинского, – говорит дирижер. – Это его период неоклассицизма, возвращение к мелодической гармонии, но не так экспериментаторски, как написанное им в последующее десятилетие. Произведение это редко исполняемое, даже в записи его найти трудно.
Я слышал только запись 65-го года в исполнении оркестра Мравинского.
Сочинение написано для 16-ти скрипок, 8-ми виолончелей, 4-х контрабасов. А в коллективе всего 14 музыкантов!
– Но мы заняли все партии! – комментирует Сонин.
Вторая премьера – сюита "14 еврейских танцев" московского композитора Салима Крымского. Музыка с восточным колоритом, написанная для струнного состава. Третья – "Фрески" Вячеслава Семенова – концерт для баяна, камерного оркестра и ударных. Солировал Александр Шапочников.

Успех в столице и глубинке
Оркестр выступает с программами разных стилей и эпох: от барокко до джаза, хотя основа репертуара – русская и мировая классика. В концертном зале им. Танеева претендует стать традиционной программа "Новогодний калейдоскоп". Стилевая эклектика, оправданная названием, – звучит музыка Гершвина, Дунаевского, Питерсона, Лоу, популярные итальянские песни, русские романсы, мелодии группы Веаtles. Но это бывает раз в год, а каждый месяц оркестр представляет на суд публики более сложную музыку. Как в исполнительском плане, так и для восприятия. Коллектив дал около пятисот концертов.
– Мне приятно, что при обилии в эфире "попсы" есть люди, желающие слушать и другую музыку, – говорит Сонин. – Например, однажды на наш концерт в Мстере люди приехали на велосипедах, преодолев расстояние в 8 км! Таково было их желание услышать "живьем" классическую музыку.
Мы выступали в Москве, Ярославле, Костроме с солистами "Геликон-Оперы", ГАБТа, Московской филармонии, с хором "Кострома" под управлением Владимира Контарева. Не забыть, как в Московском англиканском соборе два вечера подряд исполняли "Реквием" Моцарта. Артисты выступали буквально с трепетом – зал вмещает 1200 человек, акустика великолепная!

Сюрпризы для публики
Во вчерашнем выступлении звучала духовая музыка – концерты Моцарта, Копланда, Хартмана. В сопровождении нашего коллектива выступят московские солисты: Артем Фейгин (кларнет), Сергей Горбунов (валторна), Алексей Бычков (кларнет).
– Работа с приглашенными солистами стала нормой, – комментирует дирижер. – 16 апреля с нашим оркестром выступит гитарист Филипп Вилла из Франции. Как показывает практика, гости из столицы, из-за рубежа привлекают больше публики. В ноябре, в рамках проведения дней польской культуры в России, у нас состоялся совместный концерт с квинтетом "Тангата", играющим произведения Астора Пьяцоллы. Был аншлаг.
Не секрет, что в признании публики музыканты черпают вдохновение. Цепочка "музыка-сотворчество-вдохновение" ведет к совершенству творчества, то есть высшему уровню самовыражения человека. В этом ощущается призвание Александра Сонина. Его понимают и поддерживают музыканты оркестра.

Ольга ВОЗНЕСЕНСКАЯ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике