От мастера до мастера

Пожалуй, нет никого счастливее, чем человек, нашедший свое истинное призвание. Правда, порой для этого требуется кардинальная смена деятельности. Так уж случилось, что резьбой по дереву владимирец Андрей Полосин...

Пожалуй, нет никого счастливее, чем человек, нашедший свое истинное призвание. Правда, порой для этого требуется кардинальная смена деятельности. Так уж случилось,
что резьбой по дереву владимирец Андрей Полосин начал заниматься уже после того, как профессионально состоялся в спорте.

На резьбу выбор Андрея пал благодаря другу, который занимался изготовлением поделок из природных материалов. Как-то он за компанию отправился на поиски коряг и: сам начал творить чудеса.
– Наверное, это все-таки заложено на уровне подсознания, – говорит Андрей. – В спорт меня привел отец, и мне, в принципе, нравилось. Но едва я начал заниматься резьбой по дереву, то понял – мое. Жизнь сразу приобретает другой смысл, когда чувствуешь себя инструментом в руках Бога.
Первая деревянная фигурка была сделана им лет двадцать назад. И вот уже минуло шесть лет, как мастер спорта по акробатике Андрей Полосин оставил свою работу в спортивной школе и посвятил себя другому мастерству. Точнее – творчеству, в котором он тоже достиг мастерских успехов.
– Поначалу я совмещал работу в школе и свое новое хобби, а потом сделал выбор в пользу второго. Получалось так, что в свободное от хобби время я ходил на работу: Пару часиков на работу – все остальное время на хобби. Потом уже стало жалко и пары часов.
Свои лучшие работы мастер хранит дома. Другие фигурки, которые Андрей вырезал из дерева, либо подарены друзьям, либо проданы. Хотя, если говорить о бизнесе, то это случайный доход – раз на раз не приходится:
Так уж получилось, что товарищей по увлечению у Андрея нет. Технологию работы с деревом мастер вычитал из книг.
– Долгое время страдал от нехватки знаний – пришлось самообучением заниматься. Впрочем, если есть желание достичь мастерства, то самосовершенствоваться никогда не надоедает. Помню, как я гордился своей первой работой, а потом, спустя года два-три, когда уже нахватался теории из книг и посмотрел, как работают другие мастера, без сожаления пустил ее под топор.

В соавторстве с природой
Фигурки Андрей вырезает из капа. Часами может обдумывать очередную идею, хотя чаще всего пытается разгадать то, что загадала сама природа.
– Кап – это нарост на березах, – объясняет Андрей. – Материал сам по себе очень красивый и прочный, его даже топор не берет, при заготовке приходится пользоваться пилой. Поиск наростов в лесу – самый интересный, самый романтический этап всего цикла работ. В это время общаешься с природой, любуешься ею. Когда удается найти что-то необыкновенное и красивое, испытываешь огромную радость.
Сидишь целыми днями в стружках и древесной пыли, вертишь в руках маленькую деревяшку, пока еще отдаленно напоминающую то, что ты себе представляешь, но радуешься каждому удачному движению и срезу. Но у дерева есть одно свойство, которое может причинить резчику немало страданий. Если срезал лишнего, то вернуть уже нельзя. Поэтому нужно соблюдать осторожность. Работа идет долго. Не один месяц можно потратить на одну вещицу. Когда видишь, как рождается вещь в твоих руках, впадаешь в счастливое лихорадочное состояние:
Иной раз, случается, супруга бранит Андрея за стружку, поэтому он старается творить, когда ее нет дома. Для успокоения нервов мастер посоветовал жене вышивать крестиком, что она и начала делать с большим успехом.

А где-то там, за бугром:
"Европа Парк" – один из лучших парков отдыха и развлечений в мире. Он расположен в маленьком городке Руст – там, где сходятся границы Германии, Франции и Швейцарии, недалеко от знаменитого немецкого курорта Баден-Баден. Почти все европейские страны сосредоточили в нем свои самые захватывающие аттракционы.
Фигуры обнаженных греческих богинь, сказочных и мифологических животных, украшающие парк, сделаны из дерева. Один из мастеров, создающих эти произведения искусства, – владимирский мастер Андрей Полосин.
– Так уж случилось, что во Владимире работы для меня не нашлось. Ни по интересу, ни по зарплате. Резчик по дереву – не прибыльная у нас профессия. Дай Бог, если хоть один человек из выпуска профлицея № 15, обучающего этой специальности, станет по ней работать.
В Германию Андрея шесть лет назад "сосватал" сосед, который уже трудился "на благо капиталистов" в том же парке. По словам Андрея, работать, когда перед тобой стоит определенная задача, – удобно. К тому же заказчики не ограничивают сроками.
– Мой напарник очень страдает от такой работы. Он жаждет творчества, а приходится делать деревянные скульптуры на заказ. Но творчеством можно заниматься и дома, тем более что в "Европа Парке" мы работаем всего лишь четыре месяца в году.
К слову сказать, что средств, заработанных этим вахтовым методом, Андрею хватает на то, чтобы все остальное время жить на родине безбедно и творить в свое удовольствие.

Альтернативы нет?
Через несколько недель Андрею Полосину вновь отправляться в рабочую командировку. Как же повезло "Европа Парку" и как не повезло нам: Впрочем, альтернативы нет. Маловероятно, что когда-нибудь владимирскому мастеру предложат оформить один из парков родного города.
– Утопия, – вздыхает Андрей. – Случалось, что в советское время дворы и парки украшали деревянные скульптуры. Сейчас ни проект финансировать, ни работу мастеров оплачивать желающих не найдется: Не подумайте, что я "зажрался". Но ведь это огромный физический труд – попробуй-ка, целый день помаши топором. Ну и, конечно же, вандалы – в германском парке деревянные скульптуры будут стоять веками, а у нас хорошо, если просуществуют года два в относительной целости…
Не хочется заканчивать на печальной ноте, но мастер полностью прав – у нас не умеют ценить ни чужой труд, ни национальное достояние. Жаль.

Татьяна Лапатина
Фото А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике