Бродячие артисты: едим макароны, мечтаем об “Оскаре”

С обнаженным мечом и горящим факелом в руках военно-исторический театр "Китеж-град" отмечает юбилей. Уже десять лет артисты участвуют практически во всех городских праздниках Владимира.

С обнаженным мечом и горящим факелом в руках военно-исторический театр "Китеж-град" отмечает юбилей. Уже десять лет артисты участвуют практически во всех городских праздниках Владимира.

Вторые после мэра
Все началось с повального увлечения рыцарской культурой: в 98-м сделать себе доспехи и оружие пытались многие. Первое выступление – в ночном клубе как раз на 8 Марта. "Бронированные" тогда были в новинку, и артистов пригласили, чтобы развлечь дискотечную публику. "Уже тогда нам хотелось большего, чем простое "рубилово", – говорит руководитель труппы Кирилл Хайров, – и обычной реконструкции, то есть детального восстановления костюмов или мечей, тоже показалось мало. Нам хотелось делать шоу – чтобы все было ярко и зрелищно, чтобы зрители ахнули"…
Как это должно делаться, артисты поняли на фестивале "Куликово поле". Там вместо поэтапного восстановления битвы 1380 года режиссер праздника устраивает побоище по собственному сценарию. Большую часть участников такая вольная трактовка слегка раздражает. Но "Китеж-граду" понравилось. С этого времени они начали репетировать постановочные поединки.
Удар, отскок, пируэт, еще удар – все должно быть "почти как в кино", только лучше, потому что зритель рядом и не прощает халтуры. Первая полноценная постановка – тоже на Женский день и снова в ночном клубе, на сей раз – в свежеоткрытом ЦДС "Факел". На радость студентам сделали сказку: амазонка в кожаных доспехах проходит боевое испытание, почем зря лупит закованных в железо парней и как-то неожиданно влюбляется в одного из них. Финальная сцена – юноша срывает маску, и пара кружится в танце. Студентки тайком вздыхают – эх, мне бы так!
Примерно тогда же молодых артистов заметили. Появилось помещение с мастерской, где можно было репетировать, делать костюмы и реквизит. Театр стали приглашать на городские праздники. Видели рыцарей, которые на праздничном шествии в День города шагают с флагами сразу за мэром, а потом устраивают бои где-нибудь в парке Липки? Так вот, это и есть "Китеж-град". Роль у них маленькая, но почетная – своим видом показывать, что Владимир – это все-таки славная подвигами древняя столица Руси. В остальное время – шоу для туристов в музеях и гостиничных комплексах, корпоративные вечеринки, презентации и т.д.

Почему так мало сказок?
– Обычно нас либо "вписывают" в готовый сценарий, либо предлагают составить свой, – говорит Кирилл Хайров. – Правда, обычно заказчиков устраивает самый простой вариант: немного порубиться, пострелять (специально для этого мы сделали четыре пушки, которые палят теннисными мячиками или конфетти), поиграть с гостями. Для нас это, пожалуй, уже слишком просто. Но, как выясняется, многим зрителям и такое зрелище в диковинку. Например, во Владимире существуют три исторических клуба, еще десяток – в разных других городах области. Но результаты их работы жители видят разве что на каких-то редких выставках и праздниках типа Дня города или "Богатырских забав". Хотя воспринимается все это с восторгом: у нас, например, всегда и меч попросят подержать, и шлем померить, и кучу вопросов зададут, и сфотографируют.
В "Китеж-граде" хотят и любят делать что-то необычное. Два события, о которых вспоминают до сих пор, – участие в шоу, подготовленном для суздальских туристов московским режиссером (тогда часть артистов нарядили в огромные шляпы, другим дали китайские фонарики, и зрители бродили среди этого карнавала, совершенно завороженные). Второе – собственное выступление на японскую тему, сделанное по заказу одного из владимирских автосалонов. Тогда и костюмы, и представление придумали буквально за одну ночь. "Но это да, это была работа", – вздыхают артисты.
Сами они бы и рады делать что-то подобное почаще, но мешают обстоятельства. Во-первых, заказчики всегда рады сэкономить на смете. Поэтому не настаивают на новых костюмах, декорациях или сюжетах – для разового развлечения гостей хватит и того, что уже есть. Во-вторых, сейчас "Китеж-град" практически бездомный – из помещения для репетиций их в любой момент могут "попросить". А значит, вся труппа с доспехами, оружием, пушками, станками и прочими сундуками окажется на улице.

Жюри говорит: "Не верю"
Но конек "Китеж-града" – короткие постановочные поединки. Некоторые особо удачные номера в прошлом году театр показал на первом российском чемпионате по артистическому фехтованию, проводившемся в Москве летом прошлого года. Тогда в категории "Группа – Свободный стиль" артисты заняли третье место.
На таком чемпионате каждый выступающий должен показать определенный набор обязательных элементов – падения, вращения, ближний и дальний бой и т.п., а также что-нибудь "от себя". Две бригады судей – артистическая и спортивная – оценивают мастерство владения оружием, слаженность движений, способность вжиться в роль, боевые и сценические находки.
Номер, который принес награду "китежградцам", репетировали почти девять месяцев. Сюжет придумали по мотивам славянской мифологии: злодей в волчьей шкуре нападает на капище Перуна, сражается с его защитниками и в конце погибает от рук вооруженной красотки (а куда без нее – девушки из театра не соглашаются на роль "украшения турниров" и сами учатся владеть мечом). В конце нападавший должен был эффектно сгореть, но так как чемпионат проводился в закрытом помещении, поджоги запретили. По словам Кирилла Хайрова, для полной победы театру не хватило именно артистизма. На городских праздниках и гуляньях его не отточишь, а профессионально заниматься этим пока не с кем.

Вкус огня
Делай, что можешь, и будь что будет. Даже при не слишком завидных условиях в "Китеж-граде" стараются все время придумывать что-то новое. Около года назад при театре появилась шоу-группа "Жар-Птица" – первыми (и пока единственными) в области они стали делать фаер-шоу, то есть танцы с горящими предметами. Кстати, учились этому сами, по чужим видеозаписям. Теперь лихо крутят горящие обручи, прыгают через огненные скакалки, обмахиваются полыхающими веерами. Даже пламя выдыхают. Бензин во рту – это, конечно, противно, но искусство требует жертв. Например, если во время выступления на артисте случайно загорелся костюм – надо спокойно, с улыбкой отступать за импровизированный занавес. И только там пытаться сбить пламя.
Когда театру поднадоели рыцари, они стали разрабатывать стрелецкую тему "а-ля семнадцатый век". Сшили костюмы, сделали ружья и бердыши, освоили кулачные бои (их впервые показали на последней Масленице) и пошли в народ. Народ остался доволен. В принципе, зрителям даже нравится, когда на одном празднике в бою латники с мечами атакуют под стрелецкую артиллерию. Чем больше изюма, тем вкуснее компот!
Кстати, десятилетний опыт работы сделал из артистов мастеров на все руки: они и играют, и куют, и шьют, и сапоги тачают. Сначала изделия были, скажем так, не шедевр. Сейчас выглядят вполне достойно. Благо, вольное положение театра дает возможность не досконально воспроизводить исторические костюмы. Посмотрели картинку из книжки, перерисовали, что-то убрали, что-то прибавили. Обычным зрителям, в принципе, все равно, сколько застежек было на боярском кафтане. А ворчание профессионалов, если таковые окажутся на представлении, потонет в общих аплодисментах.
Последний из задуманных проектов – третья мировая война, футуристическая постановка с бронескафандрами, огнеметами, взрывами и дымовой завесой. "Пока все это на уровне идей и рисунков, – рассказывает Кирилл Хайров. – На воплощение просто нет денег. Но сам проект нам нравится, и рано или поздно мы его сделаем. Такие уж мы – бродячие артисты. Сидим в чужом доме, едим быстрорастворимые макароны и мечтаем об "Оскаре".

Александр Соболев
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике