Куклы, так похожие на людей

Самая дорогая кукла в мире называется "Птицелов" и стоит 6 250 000 долларов. Самая старая кукла - из кости мамонта - сделана 35 тысяч лет назад. Во многих аристократических семьях Великобритании...

Самая дорогая кукла в мире называется "Птицелов" и стоит 6 250 000 долларов. Самая старая кукла – из кости мамонта – сделана 35 тысяч лет назад. Во многих аристократических семьях Великобритании до сих пор передают из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за заслуги перед империей. А вы говорите – детская забава.

Раз дощечка, два дощечка…
Юлия Ральникова занимается куклами уже пятнадцать лет. "В детстве много играла, шила им одежду, придумывала украшения. Не знаю, наигралась ли, нет ли. Но это дело, которое всегда меня привлекало. При этом я никогда не была коллекционером. Собирать кукол я не хочу. Мне нравится делать их, а потом отдавать".
По образованию – педагог-режиссер; выпускница владимирского колледжа культуры. Ее дипломная работа – моноспектакль по мотивам восточных сказок. Для этой постановки Юлия сделала своих первых "профессиональных" кукол. Потом раздарила "актеров" друзьям. Всем понравилось, у нее просили еще. Наверное, с этого все и началось.
Юлия работала в школе, вела уроки театра. Но куклы притягивали все больше и больше. Сперва делала их из ткани на жестком каркасе, потом попробовала глину и папье-маше, затем перешла на дерево. "Помню одну из ранних работ: нашла щепку, вырезала лицо, тело сделала из проволоки, костюм и волосы – из кожи. Вышла такая женщина-воин – примитивная, страшная. Пока занималась ей, изрезала все руки и подумала – нет, так работать не смогу никогда. А потом ничего, втянулась".
На кукольные головы и тела первое время шли обычные хозяйственные скалки и декоративные яйца, которые продавались в художественных магазинах "под роспись". Потом двоюродные братья-лесничие стали присылать чурочки на заказ. Для работы подходит почти любое дерево: когда куклу нужно сделать быстро, берутся липа, осина или ольха. Если времени достаточно, Юлия предпочитает твердые породы – березу или клен.
Понятно, что во Владимире с такими куклами делать было нечего – разве что туристам на улице предлагать. Робея и терзаясь, Юлия Ральникова решает уехать в Москву. Сначала устраивается на обычную работу, а любимых кукол делает вечерами. Затем попадает в галерею "Кукольная коллекция". Именно здесь и происходит превращение Золушки в кукольную принцессу. "Я совершенствовалась в резьбе; участвовала в выставках; изучала новые техники: фарфор, керамику, горячий и холодный пластик; сама вела мастер-классы по изготовлению кукол. Прожила так восемь лет и поняла, что теперь смогу работать где угодно. И полгода назад вернулась во Владимир".
В столице Юлия Ральникова считается перспективным мастером. Ее работы несколько раз получали награды "за виртуозную технику" и "за необычный взгляд". "Помню выставку, которую устроили к 200-летию Ганса Христиана Андерсена. Тогда я решила сделать Снежную Королеву. Как выяснилось потом, о том же подумали еще человек десять. У них образ получился примерно одинаковым: ледяная женщина, ничего человеческого. А моя вышла другой – она не злая, просто одинокая и не очень счастливая. Это не специально сочинила, просто так получилось. За это датское посольство выдало мне грамоту". Фарфоровых статуэток "кукольного Оскара" – это одна из главных наград, которые получают российские мастера-кукольники – у Юли три штуки.

Вклады для души
Эти куклы детям не игрушка. Работы Ральниковой приобретают серьезные коллекционеры. К каждой кукле полагается сертификат: название работы, год изготовления и обязательное указание на то, что этот экземпляр – единственный. "Я сначала думала – для чего все это? Почему нельзя купить куклу просто потому, что она тебе понравилась? Потом поняла: московские коллекционеры – это особая порода. У них не просто увлечение, у них инвестиции. Поэтому берут они только то, что сделано или признанными мастерами, или молодыми, но перспективными. Они знают: сегодня это просто кукла, через пятьдесят лет это будет уже антиквариат. Во Владимире люди все-таки не такие жесткие в этом плане".
Как кукла находит своего владельца – вопрос отдельный. Сама Юлия не видит в этом ничего сверхъестественного: открывается выставка, приходят люди, подбирают то, что подходит им по цене или по общей стилистике коллекции. Или кто-то просто решает, что авторская кукла будет хорошо смотреться в интерьере. Тем не менее, некий мистический момент все равно присутствует. "Однажды я отнесла в галерею куклу, которая называлась "Лель". Такая богиня весны с букетом ромашек. Она простояла долго и никому особенно не нравилась. Мне говорили – это же какая-то алкоголичка с припухшими глазами. Потом эту куклу купила одна девушка. Через какое-то время она призналась: "Я так рада. Ваша Лель такая теплая, такая хорошая".

Может, пока мы выбираем кукол, куклы выбирают нас?
Большинство работ Юлии Ральниковой деревянные, но удивительно пластичные и странным образом одушевленные. Ее кукол не спутаешь с другими. Авторская примета – вытянутые черепа; тонкие гибкие фигуры. "Отчасти, наверное, само дерево диктует такую стилистику, тотемную. Еще мне всегда нравились Модильяни, Эль Греко – они тоже рисовали такие головы. Но вообще-то я постоянно чем-то увлекаюсь. Когда только начинала, "болела" индейцами. Потом переключилась на Африку, викингов, готику… Бывает, на мысли наталкивают музыка, книги, какие-то выставки. Иногда заметишь человека в метро, и рождается какой-то образ. Трудно объяснить. Недавно, например, смотрела старый фильм "Ниагара" с Мерилин Монро. Там был пароход, он назывался "Фрейлина Тумана". И я стала думать, какой могла бы быть кукла с таким именем. Вообще, старые фильмы меня всегда вдохновляют. Есть целая серия, сделанная как бы по мотивам немого кино. Такая декадентская: все эти бледные лица, зачерненные глаза, изломанные позы"…

Дама на чайник
Процесс творения от идеи до готовой куклы обычно занимает месяца полтора. Как везде, бывают исключения. "Когда я делала Коровьева, только на эскиз ушел где-то месяц. А у работы, которая называется "Декаданс", эскиз пролежал пять лет – когда я его нарисовала, поняла, что пока технически не смогу воплотить эту идею. Потом, когда уже пришло какое-то мастерство, я эту куклу сделала. А бывают странные случаи. Как-то я делала куклу, которая по замыслу должна была быть связана с водой. На какую-то она должна была пойти выставку. И никак не получалось эту куклу одеть: все было не то и не так. Уже думала, что вообще от этой выставки откажусь. Решила – последний раз пробую! И все вдруг само собой получилось. А когда кукла была одета, я неожиданно поняла – это Ассоль. Ее потом взяла беременная женщина. Просто случайно пришла на выставку, увидела и влюбилась".
Но все время работать в одной технике надоедает. Тогда Юлия берется за кукол, например, из фарфора. "Все-таки деревянные куклы очень эстетские, а иногда хочется взбрыкнуть, сделать какого-нибудь сладенького пупсика. Правда, они потом все равно получаются задумчивые, со смыслом. Например, "Сестренки": это две фарфоровые девочки. Я нашла один старый дагерротип – в те времена фотографу нужно было позировать подолгу, и вид у детей получился измученный. Потом я вспомнила, что дома есть очень похожая фотография, где сидим мы с сестрой. Я соединила две эти картинки – вышло очень удачно. Иногда я делаю будуарных кукол – они мягкие, их можно переодевать, посадить в любой позе. Еще хочу сделать несколько кукол на чайник. Не традиционных "матрешечных", а в барочном стиле, в кринолинах каких-нибудь. Все время хочется открывать что-то новое, иначе становится скучно".
Расставаться со своими работами Юлии совершенно не жалко. Из десятков кукол оставить себе ей хотелось всего три или четыре. Например, "Небожителя" – на эту куклу вдохновил любимый мужчина. Но потом и его Юлия отдала. "Я вытащила это из себя, воплотила, а остальное уже не так важно. У меня дома вообще нет своих кукол – кроме тех, над которыми я работаю прямо сейчас".
Эти две куклы – одна называется "Солнечный барабанщик", а вторая – "Лунная жонглерша" – скоро уедут в Москву на выставку "Мы – бродячие артисты". Во Владимире работы Юлии Ральниковой выставляются в галерее "Мансарда". Но ограничиваться этим она не собирается: летом, когда в галерейном мире наступает затишье, она планирует написать книгу или устроить в нашем городе мастер-класс. "В конце концов, многие люди хотят делать что-то необычное своими руками, но не знают, с чего начать. Надо их немного подтолкнуть…"

Валентина Кудрявцева
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике