МЫ – НЕ РАБЫ?

19 февраля 1861 г. - забытый день, неизвестный большинству праздник. Он положил начало великой реформе ХIХ столетия в России. В этот день в стране была упразднена крепостная зависимость...

19 февраля 1861 г. – забытый день, неизвестный большинству праздник. Он положил начало великой реформе ХIХ столетия в России. В этот день в стране была упразднена крепостная зависимость крестьян от помещиков, завершилась эпоха крепостничества, длившаяся двести лет. Без этого решительного шага невозможно было превратить страну подданных в государство граждан. Прошло почти полтора столетия, но рабство напоминает о себе.

По данным Организации Объединенных Наций, только в России ежедневно в рабство попадает не менее 300 человек. Целью современных рабовладельцев является сексуальное насилие и принудительный труд. Впрочем, дела обстоят плохо не только у нас. Международная организация труда (International Labour Organisation) в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 млн человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн рабов.
По оценкам ООН (доклад под названием "Торговля людьми: глобальные закономерности" был опубликован в 2006 году), людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127 странах мира, в 137 государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми. В 11 государствах отмечен "очень высокий" уровень активности похитителей людей, среди них – Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень "высокий". 10 государств являются излюбленным местом переправки современных рабов; в их числе – США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция.
Жертвами современного рабства становятся люди всех возрастов – от новорожденных до пожилых людей, любой гражданской принадлежности, будь то россияне или мигранты из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, других регионов. Эта преступная деятельность приносит десятки миллиардов долларов прибыли ежегодно. На стройках или фермах, на фабриках по производству одежды или продуктов питания, в порно- и секс-бизнесе или в криминальной сфере организованного попрошайничества и мелкого воровства – везде, где есть спрос на неоправданно дешевый и незащищенный труд. По данным МВД России, одна подневольная "жрица любви" приносит своему хозяину не менее 7 тыс. долларов прибыли в месяц. Поэтому по доходности в криминальной среде современное рабство уступает только торговле наркотиками и оружием.
Однако экономические факторы не являются, на наш взгляд, главными в распространении этого позорного бизнеса. История человеческого общества говорит и о нравственных причинах рабовладения. Исчезновение рабства было не результатом его экономической "неэффективности", а скорее следствием "умягчения нравов". Как известно, принятие христианства европейскими народами сформировало не только их религиозный облик, но и определило моральные качества европейцев. Что бы ни говорили критики западной цивилизации (к которой, с оговорками, принадлежит и Россия), но она стала родиной идей свободы и достоинства человеческой личности. А вот Восток, по-прежнему, "дело тонкое" в этом вопросе.
Хотя христиане и не боролись за отмену рабства, не призывали к восстаниям рабов, они стремились изменить внутренние отношения между людьми. Один из таких примеров содержится в Послании св. апостола Павла к Филимону – к своему другу и соратнику. В его доме имелась христианская церковь. Он принимал странников. Раб его Онисим чем-то провинился и бежал. Встретившись с апостолом Павлом, он обратился в христианство. Апостол, посылая Онисима в сопровождении Тихика к Филимону, обращается к нему не с приказом, а с просьбой в духе христианской любви: прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм.1:11-18).
Точно так же во время существования крепостного права церковь не занималась изменением исторически сложившегося уклада жизни. Тогда она превратилась бы в политическую партию и перестала бы исполнять свое назначение – спасать людей и вести их в царство небесное. Когда же пришло время отмены крепостного права, церковь заботилась о том, чтобы этот переход был мирным и безболезненным. Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости был составлен от имени государя Александра II митрополитом Московским Филаретом. Любопытно, что крестьяне воспринимали это событие как религиозный акт. В одном из храмов Владимирской епархии автору довелось увидеть икону, написанную по заказу крестьян в день тезоименитства императора в благодарность за отмену крепостничества.
Крепостное право в России превратилось в омерзительное явление, когда русское дворянство в XVIII столетии утратило веру отцов и увлеклось материалистическими, атеистическими учениями. Крестьяне ("хрестиане") остались православными, а вот господа, утратив веру, стали смотреть на них как на непросвещенный "говорящий скот". Вот тут и появились салтычихи, торговля людьми, выкармливание крестьянками борзых щенков грудью и т.п.
Второе издание крепостного права пришло к нам в годы советской власти. Массовая коллективизация и бесправие селян, страшный архипелаг ГУЛАГ – результат безбожия русского коммунизма. По мере возвращения христианства в жизнь советского общества, гуманизации отношений исчезали наиболее варварские формы советского строя, и к концу 80-х заговорили даже социализме "с человеческим лицом".
Политические свободы 90-х не принесли нашему народу ожидаемого подъема. Наоборот, в стране наступил период кровавых разборок, эпоха формирования преступных кланов, которые и породили современное криминальное рабство. Бессилие правоохранительной системы способствовало нашему лидерству в этой сфере.
ООН призывает все государства мира решить четыре главные задачи, необходимые для прекращения современной работорговли. Во-первых, правительство страны должно запретить торговлю людьми и наказывать за акты торговли людьми. Во-вторых, за умышленное совершение торговли людьми в некоторых ее наиболее предосудительных формах правительство должно назначать наказание, соразмерное с наказанием за особо тяжкие преступления, такие, как изнасилование. В-третьих, за умышленное совершение любого акта торговли людьми правительство страны должно назначать наказание, являющееся достаточно строгим для сдерживания и адекватно отражающее отвратительный характер преступления. В-четвертых, правительство должно предпринимать серьезные и неустанные усилия с целью ликвидации торговли людьми.
Однако одни лишь юридические меры не принесут ожидаемых результатов. В России снова стоит вспомнить, что граница между свободой и рабством проходит через сердце каждого человека. Лишать свободы другого человека – грех тяжкий перед Богом. Да и само рабство очень часто начинается в нашей жизни с малого: невыплаты зарплаты, бесправия работника перед начальником или хозяином предприятия. "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5:1).

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике