У каждого времени своя “Соломенная шляпка”

На малой сцене Владимирского академического областного театра драмы в конце января состоялась премьера музыкального спектакля "Страсти по соломенной шляпке" в постановке артистки Любови Гордеевой. Публика принимает спектакль хорошо...

На малой сцене Владимирского академического областного театра драмы в конце января состоялась премьера музыкального спектакля "Страсти по соломенной шляпке" в постановке артистки Любови Гордеевой. Публика принимает спектакль хорошо и в финале неизменно кричит "браво", хотя спектакль ничем не напоминает ставшую привычной телевизионную версию пьесы Эжена Лабиша.

Собственно, по словам Любови Гордеевой, известный телефильм дал толчок к серьезным размышлениям над, казалось бы, легким материалом. Во-первых, пьесу нужно было адаптировать к небольшой по размерам сценической площадке, и здесь многое зависело от художника – лауреата Государственной премии РФ Станислава Шавловского. Во-вторых, возникала потребность уйти от стереотипов, навязанных режиссером Леонидом Квинихидзе, снявшим ту самую "Соломенную шляпку" и "Небесных ласточек", в том числе с помощью музыки композитора Алексея Сидорцева, написанной на стихи Дмитрия Ледовского. В итоге от оригинального текста пьесы осталась треть, а спектакль по мотивам получил название "Страсти по соломенной шляпке".
Страстей в спектакле действительно через край. Темп развития сюжета достаточно динамичен, персонажи активно двигаются в сценическом пространстве, что требует от актеров немалых усилий, плюс эмоционально насыщенные музыкальные номера, которые исполняются, как говорится, "вживую". Накал страстей достигает пика в гостиной баронессы де Шампиньи (Наталия Левина), где хозяйка, отчаявшись услышать "великого Нинарди", мастерски и с большим апломбом исполняет арию на чистом итальянском, а загнанный ею на лошадь несчастный Фадинар (Алексей Куликов) от всей души отвечает ей залихватским гусарским куплетом.
Действие неизменно убыстряется и обостряется при появлении главного резонера – садовода Нонанкура в исполнении народного артиста РФ Михаила Асафова. "Страсти" – это, безусловно, его спектакль и его бенефис: видимое удовольствие, с которым актер играет свою роль, заражает и электризует публику. Сверкнет хитрый глаз упрямого тестя, ни с того, ни с сего распушится символическое миртовое дерево, и вот уже сам мирный садовод не прочь приударить за модисткой или баронессой.
В роли условной, намеченной в пьесе грубоватыми, карикатурными мазками актер успевает сказать о своем персонаже очень много. У его героя есть история, узнаваемые пластические и речевые характеристики, поданные в развитии от сцены к сцене. Несмотря на вредность и занудство, Нонанкур Асафова смешон, органичен во всех явлениях и проявлениях и неизменно вызывает благодарный смех и симпатии публики.
Неожиданным по экспрессии и пластике получился музыкальный номер "кузена" и "кузины" – лейтенанта Тавернье (Богдан Тартаковский) и Анаис Бопертюи (Инга Галдина), исполненный дуэтом "по-французски". Оправдываясь за свою связь перед рассерженным и спешащим на собственную свадьбу Фадинаром, они одновременно напоминают нашкодивших детей и танцующих марионеток, причем чертенок нет-нет, да проскочит в глазах старающейся казаться добродетельной Анаис.
Вдумчивые читатели наверняка уже поняли, что Любовь Гордеева поставила классический водевиль, где страсти рвутся в клочья, а главной пружиной действия становится адюльтер и клубящийся вокруг него обман. Тем, кто все еще находится под впечатлением лиризма и романтики 70-х, перед походом в театр лучше расстаться с иллюзиями. У нулевых свои резоны и ожидания. У каждого времени своя "Соломенная шляпка".

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике