Дмитрий Коган: “Гении и бездари есть в любом виде искусства”

Осенью Дмитрий Коган отыграл во Владимире блестящий концерт, подарив поклонникам классической музыки неистовое и бесшабашное прочтение симфонии для скрипки и альта с оркестром великого Моцарта, а газете "Призыв"...

Осенью Дмитрий Коган отыграл во Владимире блестящий концерт, подарив поклонникам классической музыки неистовое и бесшабашное прочтение симфонии для скрипки и альта с оркестром великого Моцарта, а газете "Призыв" – эксклюзивное интервью, в котором высказался по самым злободневным проблемам культуры. Прошло полгода, круг замкнулся: поздним вечером в одном из владимирских кафе мы вновь беседуем с внуком легендарного скрипача, сыном выдающегося дирижера и уникальным музыкантом Дмитрием Коганом.

В этот раз три с половиной часа от Москвы до Владимира маэстро добирался хоть и на машине, но не за рулем: автомобиль и водителя ему предоставила администрация Владимира. Посему музыкант был бодр, весел и с радостью ответил на наши вопросы.
– Дмитрий, расскажите о вашем теперешнем турне.
– Мое турне, по сути, продолжается с сентября. Впрочем, данный концерт в вашем городе вне каких-либо туровых обязательств. Нельзя назвать его и особо запланированным. На самом деле – это экспромт.
– А что послужило причиной такого экспромта?
– То, что мы с дирижером вашего симфонического оркестра Артемом Маркиным решили опять помузицировать вместе. Сыграть пару интересных произведений: "Чакону" для скрипки с оркестром Томмазо Витали и "Времена года" Астора Пьяццоллы. Творения аргентинского и итальянского композиторов, абсолютно разные по стилю, будут прекрасно смотреться в паре, дополняя друг друга. Надеюсь, публике это будет интересно. Сам я очень люблю исполнять эти вещи и играю их довольно часто.
– В прошлый раз с вами была скрипка Джавани Батисто Гваданине 1764 года…
– Она и сейчас со мной.
– Насколько сильно звучание скрипки на концерте, особенно столь древней, зависит от настроения исполнителя?
– Оно скорее зависит от других факторов: влаги, давления, от особенностей климатической зоны и еще непонятно от чего. Назовем это настроением инструмента. Прикасаешься к скрипке утром – и либо тебя все устраивает, либо многое НЕ устраивает. Старинные инструменты, они как люди, и моя скрипка – не исключение. Это живое существо, которое восприимчиво ко всему. И я пока не научился предугадывать ее настроение.
– Вы неоднократно говорили, что при 16 концертах в месяц трудно стопроцентно отдаться творчеству на каждом из них. Если честно, как вы сами оцените свое прошлое выступление в нашем городе в процентном соотношении?
– Знаете, по прошествии времени мне часто бывает довольно трудно вспомнить ощущения от отдельно взятого концерта, тем более что выступаю практически каждые два-три дня… Надеюсь, все было достаточно успешно. Я вообще позволяю себе лишь небольшое колебание в процентном соотношении, и ниже 80 процентов от своего "потолка" стараюсь никогда не опускаться. Что интересно, зачастую боевой настрой и общее положительное эмоциональное и физическое состояние перед концертом никак не влияют на уровень исполнения. Я могу прекрасно выспаться, хорошо пообедать здоровой и полезной пищей, успеть отдохнуть перед выступлением, хорошо разыграться, выйти на сцену и … концерт может стать далеко не самым удачным! Ну, что-то не пошло на сцене, и все тут. А бывает, наоборот – прямо с трапа самолета бежишь на репетицию и, поглощая тоннами крепкий чай, с ужасом ожидаешь провального концерта, а все получается просто замечательно. Это нельзя предугадать. По крайне мере, я пока не научился этого делать.
– Как вы относитесь к звонку мобильного телефона на концерте?
– Плохо… Мой старший друг и коллега Николай Петров рассказывал мне, как однажды прервал один из своих концертов, встал из-за рояля, ушел за кулисы, да так и не вышел больше на сцену. Я же считаю, что из-за дурости одного слушателя нельзя наказывать всех тех, кто купил билет, пришел на концерт и отключил свой мобильник. Сам я пока концерты не прерывал, но зарекаться не буду. Возможно, меня до этого еще не довели. Мало ли какая музыка заиграла в телефоне того бедолаги на концерте Петрова (смеется).
– Кстати, о многообразии музыки. Признаете ли вы, кроме классики, другие направления, я имею в виду рок, поп?
– Когда я еду в машине, стою в пробке, то слушаю отнюдь не классику. Я слушаю радио и совершенно нормально отношусь к тому, что там звучит. При условии, что это качественный продукт, сделанный одаренными людьми. Очень многие мои коллеги не знают ни одного другого вида музыки, кроме классической. Мне кажется – это некая форма снобизма. Другое дело, что в любом виде искусства есть как гении, так и абсолютные бездари. Когда я иду по подземному переходу, и кто-то играет на плохо настроенной скрипке, то я вижу не музыканта, я вижу дилетанта. Забавно, но то, что я очень часто слышу в российской поп-музыке, выполнено на том же уровне: начиная с голоса, заканчивая трехкопеечной аранжировкой. Они пытаются завлечь публику абсолютно любыми способами. Но это НЕ музыка, это просто шоу. Нет предела одурманиванию людей! Тем, кто стремится к легкому заработку, могу посоветовать совместить игру на скрипке со стриптизом! Или с лыжами. А что, на коньках скрипач уже появился, так зачем останавливаться! Представляете: бежит по лыжне скрипач и играет "Каприз" Паганини (хохочет). На самом деле я стараюсь с юмором относиться к тому, что придумывают люди.
– К вам на концерт ходит молодежь (студентов музыкальных училищ в расчет не берем) или публика исключительно солидная и в возрасте?
– Почему же, я часто вижу на концерте, пусть и немногочисленных, юношей и девушек. Сейчас вообще молодежь другая, много образованных, культурных людей, которые могли бы быть потенциальной публикой на классических концертах. Могли бы, но тут возникает проблема приобщения их к высокому искусству. Включите любую радиостанцию, телеканал, что вы там увидите? Придите на урок музыки в школу! Там даже биографии композиторов кое-как проходят. А музыкальные школы? Они же только сокращаются! Мне часто говорят, мол, хотели отдать своего ребенка в музыкальную школу, но там обвалился потолок. У людей нет доступа к классике, у них это отобрали, и отобрали искусственно. Нам не дают возможности выбора, за нас этот выбор уже сделали. Произошло смещение ценностей. В этом, на мой взгляд, и кроется главная проблема.
– И что остается делать в сложившейся ситуации?
– Обычно многие любят говорить, что той или иной отрасли не выжить без помощи государства. Так вот, нашей отрасли эта помощь нужна особенно. Необходимо разработать системную политику в отношении культуры, помочь стране и ее гражданам вновь обрести утерянный духовный капитал. Это нелегко, но это необходимо. Знаете, у меня нет четкого политического кредо в стиле героя "12 стульев" (смеется). Но считаю, что сегодня партия "Единая Россия" – представляет собой силу, способную возродить в России культуру. Совместными усилиями мы уже долгое время осуществляем большой проект – федеральный тур по многим городам, включая российскую глубинку, где людям особенно необходимы такие концерты. Мы втягиваем в это дело новых исполнителей, знакомим с великими произведениями новых слушателей, и это прекрасно.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото А. Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике