Необычная коллекция художника Струнина

Художник, владеющий высшими секретами мастерства лаковой миниатюры, и фанат-байкер, проводящий все свободное время в обществе железных коней, - что у них может быть общего?

Художник, владеющий высшими секретами мастерства лаковой миниатюры, и фанат-байкер, проводящий все свободное время в обществе железных коней, – что у них может быть общего?
Хранитель вековых традиций мастеров-иконописцев, знаток церковных канонов, освоивший тончайшую технику мазка, – кажется, даже общей темы с любителем мототехники ему не найти. Знающий наперечет каждый винтик мотоциклов различных марок, пропахнувший соляркой и бензином любитель сумасшедших гонок на отлаженной своими руками машине – что понимает он в живописи?
Однако, как ни трудно представить, два, казалось бы, столь несовместимых начала прекрасно уживаются в одном человеке. Константин Иванович Струнин – художник-миниатюрист из Мстеры с почти 30-летним стажем, возглавляющий местное отделение Союза художников России, уже более 10 лет собирает коллекцию раритетной мототехники, пользуясь среди местных байкеров большим авторитетом. Еще бы! Это единственный мстерский иконописец, который запросто может промчаться по улицам родного поселка на трофейном БМВ военной поры:
Художник Струнин – родом из деревни Матвеевка под Красной Горбаткой. Живописцев в семье не было, родители всю трудовую жизнь проработали учителями в Копнинской средней школе. Однако отец, преподаватель физики и математики, хорошо рисовал. Его сыновья Алексей и Михаил отправились учиться в Мстерское художественное училище, туда же в 1980-м поехал и младший – Костя.
Сегодня Константин Иванович достиг высот в различных жанрах – от росписи шкатулок различных форм и размеров до создания традиционной иконописи. Образа его работы можно увидеть в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Над очередной иконой для еще одного столичного храма он работает и сейчас.
– Стараюсь каждую работу выполнять как можно лучше! – пояснил художник. – Мне нравятся различные формы. К тому же Господь посылает мне много интересных людей. Вообще, я очень везучий человек! Однако наряду с приверженностью к живописи с детства любил технику. У отца был старый мотоцикл минского завода. Я изучил его во всех деталях, сам ездил на нем, еще когда учился в школе. Будучи студентом, увлекся багги – тогда гонки на этих самодельных машинах были в моде. Потом приходилось много работать по специальности, строить дом, содержать семью. Расхожее представление, что мстерские художники – богатые люди, по большей части ошибочно. Кстати, сейчас и число профессиональных художников в нашем поселке значительно сократилось против прежнего – всего около 30 человек. А где-то лет 10 назад мне случайно подвернулся старенький мотоцикл ИЖ-49, причем на ходу. Этой машине оказалось возможным дать вторую жизнь, после чего начал сознательно собирать старые мотоциклы:
Художник и коллекционер порой одни экземпляры выменивал на другие, избавлялся от нескольких машин ради одной почти антикварной. Места для хранения большой мотоколлекции даже на достаточно просторном подворье Струниных нет, поэтому упор делается не на количество, а на качество. Среди "жемчужин" собрания Константина – тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600, который выпускался Таганрогским инструментальным заводом с 1935 года, а в 1941-1943-м – в эвакуации в Тюмени. Экземпляр Константина Струнина – конца 1930-х годов. Сегодня подобных мотоциклов уцелели считанные единицы. Раритет представляет собой и ИЖ-350 – первый советский послевоенный мотоцикл, прототипом для которого послужил трофейный немецкий ДКВ. Кстати, в коллекции Струнина есть и сам ДКВ.
Но, без сомнения, самый впечатляющий экспонат собрания художника-байкера – трофейный БМВ-35 черного цвета, который почти полностью отреставрирован и сегодня производит фурор не только среди знатоков, но даже у людей, достаточно далеких от техники.
Среди техники, восстановлением которой приходилось заниматься Константину Струнину, была автоколяска С-3А СМЗ производства Серпуховского мотоциклетного завода. Этот почти игрушечный автомобильчик, максимальная скорость которого не превышала 60 км/ч, получил поистине всенародную известность. Именно на таком авто в знаменитой комедии Гайдая "Операция "Ы" ездил Бывалый в исполнении артиста Моргунова. Помните: "Где этот чертов инвалид? – Не шуми, я инвалид!"
От искушения опробовать авто-"кинозвезду" не удержалась даже супруга Константина Ольга. Она уже давно смирилась с увлечением мужа и "железки", заполонившие гараж и подвал, не выбрасывает. Впрочем, даже столь ценный автомобиль Струнин в коллекции не оставил. Принцип – только мотоциклы.
– Особенно привлекательно найти мотоцикл, с которым связана какая-либо интересная история, – считает Струнин. – Каждый раз отыскать что-то стоящее все сложнее. Раньше во владимирских пределах было немало старой мототехники, но сейчас значительное ее число "ушло" в Москву и даже за границу.
Возрожденные мотоциклы Константина Струнина периодически выезжают на шоу "Автоэкзотика", которые регулярно проводятся в московском Тушино. Машины из Мстеры пользуются заслуженным вниманием. А День Мстеры уж само собой не обходится без демонстрации собрания художника и байкера Струнина.
– Байкеры – мои частые гости, в том числе из Москвы, – улыбается Константин Иванович. – Хотя в нашей семье самый главный байкер не я, а сын Данила. Он даже собирается создать мстерский байкерский клуб и тоже с техникой на "ты", хотя по большей части его стихия – компьютеры и все, что с ними связано.
На очереди у Константина Струнина восстановление очередного раритета. Это гордость довоенной Чехии "Ява-Перак" конца 1930-х годов. После фашистской оккупации большей части страны выпуск этой модели был прекращен, а чертежи уничтожены. Поэтому найти довоенную "Яву" – настоящая удача для знатока. Конечно, восстановить старушку будет непросто, но упорства художнику и мотоколлекционеру не занимать:

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике