18+
Погода: +2,0°C
Курсы валют: $00 00

Средневековые гобелены рождаются во владимирской мастерской

30.01.2009

27 января в Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу, открылась Всероссийская художественная выставка "Россия XI". В основном выставочном зале, где представлены самые масштабные работы российских художников, на центральной стене красуется гобелен нашей землячки – владимирской художницы Татьяны Гребневой.
От созерцания произведения действительно может захватить дух. И не только из-за его размеров (3,2 метра – в высоту, 1,6 метра – в ширину). Хотя обязательно возникает мысль: сколько же времени было потрачено на этот шедевр – ведь гобелен выполнен вручную. Поражает композиция, стремительно уносящаяся ввысь. Борьба света и тьмы, борьба возвышенного и земного. Вот символичное изображение солнца, опутанного сетями. Во все времена (и у язычников, и у славян) солнце символизировало жизнь, оно дает нам свет, тепло и особую энергию. Земля в языках пламени – тревожное изображение современного мира с его технократией и электроникой, с его скоростями. Над всей композицией простирается крыло ангела, который укрывает мир, предотвращая все катастрофы.

Светлой памяти:
Этому гобелену почти три года, и родился он не просто так. Татьяна Гребнева посвятила его своему любимому педагогу, академику (кстати, единственному академику по гобеленам) Лине Соколовой. В 2003 году Лина Александровна скончалась, и это была тяжелая утрата для всего российского мира искусства. Судьба свела Татьяну с этим мощным (иначе и не скажешь) художником по гобеленам еще в период учебы в Строгановке. Во время практики, после четвертого курса, она попала на Московский комбинат прикладного искусства. В это время (вот счастливое совпадение!) здесь ткали громадный, в 12 квадратных метров, гобелен Лины Александровны. Обычно на такой работе заняты по нескольку человек, а тут одна из помощниц ушла в вынужденный отпуск. Важное звено требовалось восстановить, на эту работу мэтр предложила взять юную студентку, к которой давно уже присматривалась.
– Меня посадили на самый сложный участок гобелена, – вспоминает Татьяна. – Это было настоящее испытание. Рядом трудились художники со стажем 15-20 лет. А я впервые попала на такое производство. Но я справилась. У нас с Линой Александровной завязались хорошие, по-настоящему дружеские отношения. После ее смерти я долго не могла успокоиться, понимала – я что-то должна сделать. Пришла идея посвятить ее памяти гобелен.
Девять месяцев жизни было отдано этому произведению. Работали, не покладая четырех рук – Татьяне помогала ее бывшая дипломница Елена Липатова. Елена работает в областной филармонии художником по сцене, она оформляет все концертные программы, которые проходят на этой площадке.

Живые нити
За это время гобелен Татьяны Гребневой попутешествовал по многим выставкам. Его заметили еще три года назад и теперь с удовольствием встретили на Всероссийской выставке. В Доме художника было представлено много интересных работ в данной технике, что весьма порадовало владимирскую художницу – был страх, что это искусство тихонько угасает. Художников по гобеленам, на самом деле, осталось очень мало – ведь это большой кропотливый ежедневный ручной труд. Со средних веков техника практически не изменилась. Большие рукотворные картины – и вовсе редкость.
Заработать на гобеленах практически невозможно, эти произведения искусства мало кто покупает, а времени на их производство уходит много. Сейчас ковры, эскизы для которых художники разрабатывают с помощью компьютерной графики, выпускают на производстве, они красивы, востребованы, но это не ручная работа, не живые гобелены.
Таня заболела гобеленами, когда ее, пятиклассницу, родители привели к своим друзьям-художникам ("Потом я уже поняла, что они сделали это специально"). Квартира была одновременно и жилищем, и выставочным залом, и мастерской. Там она впервые увидела гобелены, а еще заметила, что хозяйская дочка, которая была младше Тани на год, умело ткет красивейшую бабочку на специальном станке. "Я сказала себе: мне это тоже нравится, я тоже могу, тоже хочу. Так все и начиналось. А потом была Строгановка".
Все, что делается человеческими руками, все наполнено особой энергетикой, считает Татьяна. Если творец – человек с чистым сердцем, с чистыми помыслами, все это будет существовать и внутри работы. "Моя подруга, психолог, всегда говорит: мне так хорошо находиться рядом с твоими работами, они такие теплые, – рассказывает художница. – Это не только потому, что они по колористике золотисто-охристые, бежево-коричнево-терракотовые, они просто несут в себе положительный заряд. И еще я многое беру от традиционной иконы для своих произведений".

Единение творческих сил
"Россия XI" – это самый масштабный в стране художественно-выставочный проект Союза художников. Родился он в 1960-е годы и традиционно проходит раз в пять лет. Это своеобразный отчет художников всей России за прожитый и проведенный в творчестве и в искусстве период. Отечественные художники стараются показать самое лучшее, достойное.
– Центральный дом художника на Крымском валу – место удивительное, – делится воспоминаниями Татьяна Гребнева. – Это мое любимое пространство со студенческих лет. Правда, тогда там все было более демократично. Уютные кафешки, чай, кофе – все было доступно. Сегодня мы здесь только гости. Но здесь происходит поразительное ощущение единения творческих сил. В выставочных залах вместе были и авторы, и ценители искусства – изобилие творческих лиц, горящих взглядов. Люди приезжают не только себя показать, оценить на фоне остальных, но и получить эмоции, информацию. Это колоссальная энергетическая подпитка, хороший толчок для развития искусства. Даже очень опытные художники с особым переживанием относятся к участию в этом проекте.

Татьяна, русская душою:
С любовью к гобеленам для Татьяны Гребневой может сравниться разве только любовь к народному костюму. Она знает о нем почти все – эту любовь она впитала чуть ли не с молоком матери, а во время учебы ее закрепили педагоги. Так что чувства не наносные, а вполне настоящие. Татьяна хорошо знает ткани, детали костюмов, украшения, она освоила множество книг и постоянно собирает новый материал.
Когда она пришла работать художником по костюмам в государственный вокально-хореографический ансамбль "Русь", это было для нее настоящим подарком судьбы.
– Общение с Михаилом Фирсовым – это что-то колоссальнейшее, – делится Татьяна. – Лучшего в этой жизни для меня и быть не могло. Такая встреча, такой уникальный повод поработать вместе. Все, что было мной накоплено, все нашло претворение на сцене. Такое счастье, что ты можешь сделать это для всех, для народа, для России, в конце концов – ведь "Русь" несет российскую культуру в Европу. Артисты выступают в Германии, Австрии, Голландии, Швейцарии. И они выступают в моих костюмах. Да, художник всегда за кадром, о нем в последний момент вспоминают. Но меня вдохновляет то, что ансамбль красиво наряжен, одет на высоком уровне.
Вообще, к одежде у Татьяны очень трепетное отношение. Она считает – то, что ты делаешь руками, делаешь для конкретного человека, создаешь образ, дополняешь его костюмом – если все это делается с душой, человеку будет в таком костюме комфортно. Именно это и есть главное предназначение художника.

Ирина ДУБИНЕВИЧ
Фото автора

Обсуждение закрыто.