Культура — это вам не семечки

Наверняка среди читателей этой статьи найдутся люди, не без ностальгии вспоминающие суровые 90-е. Спешим вас утешить: очень похоже, что с нового года нам придется реже напрягать память.
В минувший понедельник мамы и папы, сопровождавшие своих чад в кружки Дома культуры молодежи, вспомнили и рынки на стадионах, и вещевые базары в концертных залах.

Ретроспектива эта мало кого оставила равнодушным, и даже не потому, что в стенах ДК торгуют: например, продажа мехов уже достаточно давно стала приметой владимирских очагов культуры. Просто на этот раз организаторы ярмарки товаров народного потребления перешли некую хотя и условную, но вполне осязаемую границу.
По окрестным с ДКМ остановкам общественного транспорта путешествует мужчина с мегафоном. Он громогласно приглашает будничный город на уникальную выставку-ярмарку, где всего в достатке и по смешным ценам. Нельзя сказать, что народ валит валом, в рабочих кварталах днем немноголюдно, и все-таки одиночные покупатели, в основном пожилые женщины, спешат к месту событий.
Картина им открывается следующая: при входе, по соседству с женской одеждой, на столах мед, клюква и нечто вроде джема в больших пластиковых контейнерах. Справа от вахты торгуют семенами, а чуть подальше, прямо под расписанием работы детских секций, скучающий мужчина удобно разместился над мешками с зерном и семечками. (Сразу рисуется сельский клуб годов этак 30-х, со зрителями, смотрящими "киношку", лузгая семечки).
Наконец, в главном фойе — настоящий мини-рынок, здесь даже смонтированы секции наподобие тех, что и сегодня можно наблюдать на крупных вещевых рынках. Ассортимент соответствующий: одежда, сумки, бижутерия, ну и традиционные шубы (куда же без них).
Ничего удивительного, что у многих мам и пап возникают вопросы, что все это значит и почему муниципальный очаг культуры (т.е. достояние всех жителей города) приобрел столь малопривлекательные черты? Впрочем, причины и виновники банальны. Во всяком случае, если взять за основу мнение директора Дома культуры молодежи Евгения Агапова. Универсальное оправдание последнего времени — "кризис". На него ссылаются все, его проклинают, словно врага народа, им же и прикрываются от вполне справедливых упреков. По словам директора ДКМ, денег сегодня хватает только на свет, воду и зарплаты, при том, что для Дома культуры нынешний год — юбилейный и без ремонта никак нельзя.
Не особо утруждаясь поисками способа заработать, не находящегося в контрасте с основным направлением деятельности ДКМ, руководство превратило фойе в подобие рынка. Сдача фойе под лотки осуществляется без нарушений, а критиковать, по словам директора, — дело несложное.
— Наверное, мамы хотят, чтобы их дети занимались в нормальных условиях, чтобы туалеты были по-человечески отремонтированы. Все это стоит сегодня немалых денег, которые надо где-то найти, — сетует Евгений Агапов. — Наш зал не пользуется таким спросом, как в некоторых других очагах культуры, мы не можем много заработать на его аренде, между тем юбилейные торжества начинаются уже в марте. У нас просто нет другого выхода.
Действительно, ремонт ведется уже сегодня, параллельно с работой ярмарки-продажи. Но ведь, как уже было сказано выше, дело не в том, что торгуют в принципе, а в том, чем торгуют и как все это выглядит. Вместо ответа на вопрос, что за мед и семечки продаются в фойе, директор посоветовал не верить досужим домыслам, а посетить импровизированное торжище, где, по его словам, "можно купить отличные семена". Впрочем, тут же, словно в утешение, добавил, что у арендаторов торговля не заладилась, а потому в течение трех-пяти дней они почти наверняка съедут.
К слову, торговля не заладилась потому, что цены на ярмарке в основном выше среднерыночных. Либо культура задешево не продается и стоимость аренды сказалась на аппетитах продавцов, либо представители доблестной торговли попросту пожадничали. В любом случае, прецедент имеет место быть. И что самое печальное, для тех, кто не приемлет лотков в культурном очаге, статус ярмарки дает ее организаторам очень широкие права.
В нашей стране до сих пор не принят закон о ярмарочной деятельности, и она отчасти регулируется только соответствующим постановлением правительства от 2001 года. Чем торговать, как должны выглядеть прилавки — все это остается на усмотрение, — а в данном случае уместно сказать и на совести, — тех, кто проводит мероприятие, и тех, кто сдает в аренду помещение.
Кассовые аппараты — тоже далеко не обязательный атрибут. Привлечь к ответственности можно только за нарушения правил торговли: например, за ненадлежащее хранение продуктов.
По словам руководителя отдела ярмарок ТПП Владимирской области Михаила Назарова: "При отсутствии четко проработанных норм, апеллировать сегодня можно только к совести хозяев помещения или ответственных за его содержание".
Так кого же пристыдить семечками, кто ответит за базар (в прямом смысле этого слова)? Эти вопросы снова заставляют подумать о том, всегда ли цель оправдывает средства. Если ДКМ необходимо заработать деньги, и сдача помещений торговцам — единственный путь, то наверняка можно обойтись без характерных примет сельского клуба.
Учреждения культуры для того и существуют, чтобы задавать эталон морали, эстетики. В нашем случае выходит, что для поддержания в должном виде здания приходится жертвовать как раз главным — духом, смыслом его существования, ведь сами по себе стены ничего не значат. Впрочем, объяснять это бессмысленно, если люди, принимающие решения, подходят к проблеме однобоко, а желание сиюминутной выгоды мешает им мыслить перспективно.

Дмитрий СКРЫПНИКОВ
Фото автора

Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Эвакуатор на все случаи Льготы, положенные матерям, одиноко воспитывающим детей Интернет магазины: сравните цены, прежде чем купить

Комментарии запрещены.