Константин Кинчев в поисках “православного рока”

Последние два года особенно богаты юбилеями известных российских рок-групп и рок-музыкантов: "ДДТ" и Юрий Шевчук, "Аквариум" и Борис Гребенщиков, "Машина времени" и Андрей Макаревич. Такое сплетение дат и...

Последние два года особенно богаты юбилеями известных российских рок-групп и рок-музыкантов: "ДДТ" и Юрий Шевчук, "Аквариум" и Борис Гребенщиков, "Машина времени" и Андрей Макаревич. Такое сплетение дат и имен, конечно, не случайно. Все рок-лидеры принадлежат к одному поколению и начинали петь, играть и сочинять вместе в одно время – в славные 80-е. За прошедшие годы большинство родоначальников русского рока стали респектабельными людьми. Но среди них остались и те, кого называют вечно ищущими, неугомонными.

В этом году небезызвестной рок-группе "Алиса" исполнилось 25 лет, а ее лидер, Константин Кинчев, отметил свой пятидесятилетний юбилей. Четверть века – солидный срок; немногим коллективам удавалось так долго продержаться на сцене и не утратить популярности. Но группа эта не просто жива и радует своих поклонников новыми альбомами, но и время от времени получает музыкальные премии.
Об "Алисе" достаточно много пишут в средствах массовой информации, однако в особенности журналистов интересуют религиозные убеждения Константина Кинчева. Еще в 1992 году солист группы поразил общественность не только принятием православия (со временем немало рок-исполнителей пришло к вере), но и тем, как это отразилось на его творчестве. Действительно, трудно было ожидать от недавнего бунтаря и наркомана, прошедшего огонь, воду и медные трубы, резкого поворота к церкви. Однако те, кто хоть немного знаком с песнями "Алисы", знают, что христианская тематика была и ранее близка Кинчеву. Так, в его песнях нередко встречается символ распятия. Возьмем, к примеру, строчки из хита конца 80-х "Красное на черном":

А на кресте
не спекается кровь,
И гвозди так
и не смогли заржаветь,
И как эпилог,
все та же любовь,
А как пролог,
все та же смерть.

Трудно представить, что эти слова написал человек не просто пока еще далекий от церкви, но и вообще некрещеный. Правда, надо добавить, что точно так же для "Алисы" была характерна и языческая символика дохристианской Руси. Да и в песнях рядом с Христом мог соседствовать Заратустра или Аллах, а евангельские мотивы – использоваться в качестве альтернативы идеологии "совка" Но со временем интонации стали меняться.
Тексты песен "мутировали" постепенно. Наконец, уже в 2000 году вышел очередной альбом "Алисы" "Солнцеворот" с треком "Православные" (более известный как "Мы православные"):

А в небе сила – любовь!
Божья воля – закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон.
Да святится Имя твое
На все просторы Руси!
Мы православные!

Надо отметить, что некоторые поклонники группы отнеслись к этой песне довольно скептически. Во многом это было связано с названием трека: далеко не все фанаты "Алисы" могли сказать то же самое про себя. Конечно, нельзя сказать, что приход Кинчева к вере снизил популярность этого коллектива, однако поворот на 180 градусов все же лишил "Алису" части аудитории. Лидера группы это, впрочем, не смутило, тем более, что благодаря смене акцентов у него появились новые слушатели. Что интересно: действительно, тексты "Алисы" стали "православными", но бунтарский дух отнюдь не исчез. Кинчеву благополучно удается сочетать "покой и тихую грусть" с протестом против потребительства и размеренной жизни, а борьба с "железным занавесом" переросла у него в противостояние "басурманам" и "иноверцам". Кстати, именно поэтому песня "Небо славян" вызвала такой шум в прессе. Дело в том, что там есть, в частности, такие строчки:

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.

На первый взгляд, эти слова отсылают нас к периоду татаро-монгольского нашествия, и речь, по сути, идет лишь о противостоянии православной Руси язычникам с Востока. Но если вспомнить о том, что сейчас в России, к сожалению, нередки конфликты на этнической почве, эти строчки приобретут пугающий смысл. Однако вот что говорит об этом сам Константин Кинчев: "Я национал-патриот. Просто нужно понимать разницу между национализмом и нацизмом:истинный национализм созидателен, потому что базируется в душе человека, на истории Родины: на ее исторической памяти, на Вере отцов". Конечно, лидер группы не призывает к насилию, но наверняка соблазн интерпретировать его песни по-своему возник у немалого числа русских фашистов. А потому далеко не всем православным нравится использование христианской тематики в таком ключе. Кроме того, многих из них возмущает присутствие этих символов в "бесовской" музыке, так как они считают, что рок и православие не могут сосуществовать вместе. Поэтому Кинчеву приходится терпеть нападки с двух сторон. Однако он не унывает: альбомы у группы выходят с завидной регулярностью. Более того, в гастроли по стране он иногда ездит вместе с диаконом Андреем Кураевым, который объясняет поклонникам "Алисы", почему вера в Бога и рок-музыка совместимы.
Пожалуй, Константин Кинчев и сам объясняет это в своих песнях, только иносказательно:

Я встану ближе к огню под лики Силы Небес.
И будем жить,
и станем петь,
В соленый пот,
пережигая смерть.
Смотри – нас снова
в центр луча вплетает рок-н-ролл – крест.

Конечно, с такой интерпретацией православия многие бы поспорили, однако как раз борьба с обыденностью и противостояние злу вместе с Богом так привлекают молодых поклонников "Алисы". И, надо сказать, что среди них достаточно много тех, кто крестился и стал ходить в храм именно после знакомства с творчеством Кинчева. У самого певца, кстати сказать, нередко спрашивают совета в духовной области. Например, на официальном сайте "Алисы" можно задать лидеру группы вопрос. И Кинчева спрашивают не только о любимых книжках, фильмах, подростковых увлечениях и отношении к группе "Нирвана". Зачастую там встречаются вопросы об абортах, эвтаназии, уходе в монастырь, что характерно, скорее, для православных форумов. И к чести певца надо сказать, он подробно на них отвечает.
Пожалуй, необходимо затронуть и еще один немаловажный аспект. Как вспоминает сам певец, его приход к вере не был простым. Кинчев прошел и через увлечение наркотиками и алкоголем, поэтому "что такое хорошо и что такое плохо" он может растолковать, основываясь на собственном опыте. И это, разумеется, тоже привлекает людей ищущих.
Можно сказать, что пока журналисты и церковные деятели спорят о том, уместно или нет исполнять "православный рок", Константин Кинчев делает свое дело, не теряя популярности. Возможно, что кто-то посчитает его пафосным или слишком жестким, зато для кого-то его песни станут толчком к тому, чтобы начать меняться самому и заодно менять этот непростой мир.

Михаил Воронов, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике