Язык Солоухина должны преподавать в школах

Филологический факультет ВГГУ провел первый лингвокраеведческий конкурс для старшеклассников "Язык моего родного края"

Филологический факультет ВГГУ провел первый лингвокраеведческий конкурс для старшеклассников "Язык моего родного края"

Лингвокраеведение – это способ изучения истории края через языковые особенности местных жителей. Преподаватели Владимирского гуманитарного университета считают, что лингвокраеведение должно стать отдельной дисциплиной в современных сельских и городских школах. А лучших знатоков родного языка профессиональные филологи решили поощрить, подготовив проект нового областного конкурса "Язык моего родного края".
Первый пробный конкурс должен стать традицией. Организаторы ожидают, что он будет проводиться ежегодно в рамках Дней русского языка и программы "Будем говорить по-русски". Проект поддерживают областное Законодательное Собрание и Владимирский институт повышения квалификации работников образования.
В конкурсе приняли участие школьники из всех муниципальных образований области.
– Отрадно, что на наше приглашение поучаствовать откликнулись практически все школы области, – говорит декан филологического факультета, председатель жюри конкурса, кандидат филологических наук Марина Артамонова. – В городах и районах прошли отборочные туры на знание краеведения, русского языка и произведений владимирских авторов. И сегодня финальные конкурсные задания на нашем факультете выполняют лучшие из лучших. Само участие в проекте для конкурсантов – уже почетно, для детей это серьезное признание их достижений и заслуг, подтверждение высокого уровня знаний, всесторонней образованности и внутренней культуры.
Школьники приехали на конкурс со своими учителями русского языка. Многие из детей занимаются изучением языка не только в рамках школьной программы, но посещают факультативы и кружки по литературе и краеведению при музеях, школах, домах творчества, клубах по месту жительства.
Конкурсное задание, как на письменном экзамене по русскому языку, – сочинение. Без шпаргалок и учебников: домашних заготовок у детей не было. Тему сочинения держали в секрете до последнего дня. Старшеклассники знали только примерный вариант задания – филологический анализ текста владимирского писателя, исследование языка нашего края.
Тему "экзамена" придумал руководитель проекта, заместитель декана факультета Александр Малахов. К этой идее его подтолкнуло выражение Владимира Солоухина, которое писатель употребил в одном из своих рассказов, – "корень России". "Корнем России" Солоухин называет Владимирскую землю, вкладывая в эти слова всю свою любовь к малой Родине. А задание для школьников – сформулировать свое определение "корня России". Дети должны объяснить, как они понимают ценности патриотизма и важность знания своей истории. Кроме того, школьникам предложено провести небольшие исследования языковых особенностей своего города или поселка. В произведениях Владимира Солоухина встречается много топонимов, которые до сих пор не расшифрованы краеведами и филологами. И возможно, дети, живущие во "владимирских проселках", помогут специалистам сделать выводы, откуда произошли те или иные названия деревень и маленьких рек.
Проводила конкурс сотрудник Владимирского института повышения квалификации работников образования Виктория Полякова. Исследование языковых особенностей – важная составляющая образования, считают педагоги. Через факты языка, раскрывая этимологию слов, региональную топонимику, этнокультурные традиции населения, можно ярче и образнее воспринять историю своего края.
– Это конкурс на знание, понимание и, можно даже сказать, чувствование родного языка. Понять себя можно только через свою историю и язык, – уверена Марина Артамонова. – Поэтому лингвокраеведение нужно преподавать в школах и на разных факультетах вузов как отдельную дисциплину. Сегодня учреждения образования, к сожалению, уделяют ей немного внимания. Но, думаю, за этой наукой – будущее.
Победители конкурса, чьи имена назовут 10 декабря, будут удостоены дипломов ВГГУ первой, второй, третьей степеней и подарков. Каждый участник получит грамоту факультета и приз. Организаторы конкурса уверены, что многие конкурсанты в будущем смогут стать студентами филологического факультета.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике