СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА: целители и их жертвы

Религиозная свобода - право исповедовать любые убеждения - привела не только к возрождению традиционных конфессий и реставрации храмов, но и к появлению в современной России огромного количества служителей...

Религиозная свобода – право исповедовать любые убеждения – привела не только к возрождению традиционных конфессий и реставрации храмов, но и к появлению в современной России огромного количества служителей самых разнообразных культов. Побочным продуктом освобожденного сознания стало массовое паломничество к целителям от всех болезней.

Отсутствие в нашем народе систематического религиоведческого начального образования (и элементарных знаний на уровне воскресной школы) привело к возрождению древнейших примитивных религиозных практик: магии, анимизма, мантики и др. Чем же еще являются <заговоры от порчи и сглаза>, <любовный приворот> и поход к гадалке? Характерная особенность магического сознания – его достаточно легкое проникновение в современную конфессиональную среду и приспособление к традиционным религиям: христианству, исламу и иудаизму.
В конце 80-х страна пережила первую волну оккультизма. Сеансы Кашпировского и Чумака, выступления Джуны, издание массовыми тиражами чернокнижника Папюса были характерными приметами эпохи. Крушение советской империи, претендовавшей на <научно-материалистическое> мировоззрение, ознаменовалось наступлением периода массового мракобесия. В чем причина резкого перехода населения, десятилетиями воспитывавшегося в духе атеизма, к примитивным религиозным верованиям? Можно ли объяснить массовое увлечение оккультными практиками исключительно социальной катастрофой – распадом СССР и деградацией общественных устоев?

Цари и целители
В истории России в начале ХХ века на закате империи тоже наблюдалось нечто подобное. Однако мистические увлечения в большей степени затронули элиту страны. Оккультные практики интересовали даже императорскую семью. По некоторым сведениям, в молодости последний русский царь Николай II и его супруга Александра Федоровна состояли членами масонской ложи. В числе их гостей был ученик чернокнижника Папюса – француз, скрывавшийся под именем месье Филипп. Он был приглашен ко двору по просьбе венценосной четы, надеявшейся с его помощью обрести долгожданного наследника престола.
Как известно, царевич Алексей, родившийся вскоре, страдал неизлечимым недугом – гемофилией (несвертываемость крови). Болезнь послужила поводом к появлению нового целителя. Им оказался человек, погубивший династию своей дурной славой. Григорий Распутин приобрел колоссальное влияние на императрицу, так как обладал способностью <заговаривать кровь> Алексею.
Надо заметить, императорская семья при всей набожности в обыденной жизни вполне соответствовала духу времени, в котором царил инфернальный культ декаданса. Певцы <серебряного века> увлекались теософией и внеконфессиональной мистикой. Эти увлечения были закономерным результатом упадка официальной религии. Православная церковь, <господствующая конфессия> империи, переживала глубокий кризис, теряла опору в народной среде. Поэтому всплеск магических увлечений начала века отличается по своей природе от аналогичного явления нашего времени.
Определенные черты сходства нашего времени с началом прошлого века, разумеется, присутствуют. Прежде всего они содержатся в общности целей у поклонников первобытных религиозных практик. Обращение к магам, целителям, экстрасенсам, колдунам, ведунам находится в зависимости от обретения конкретных материальных благ: телесного здоровья, удачи в бизнесе, любовного успеха и т.п.

Страна победившего оккультизма
Современное увлечение оккультизмом выросло благодаря <торжеству атеизма> в СССР. Не секрет, что борьба с религией была направлена, в первую очередь, на уничтожение православной церкви и ее духовенства. За первые 15 лет существования советская власть репрессировала более 100 епископов и около 75 – 90 тыс. священников и монахов, закрыла почти 1000 монастырей. Гонения на церковь ликвидировали в стране слой людей, являвшихся носителями высокой богословской культуры, если хотите, профессионально противостоявших оккультно-магическому мировоззрению. Антирелигиозная кампания почти не затронула лиц, которые увлекались внеконфессиональной практикой.
Уничтожение духовенства, погромы храмов, сожжение христианских книг привели к деградации народной веры, но не уничтожили ее окончательно. На место православной традиции, которую прививало пастве священство, пришли псевдоправославные религиозные обряды. Приведем несколько типичных примеров, связанных с погребальными практиками.

Погребальный обряд как зеркало магического сознания
Всем хорошо известен обычай завешивать в доме усопшего зеркала и отражающие поверхности. Это является <священным> правилом современников. Но никакого отношения к православной вере данный ритуал не имел и не имеет! Он связан с древними антимистическими переживаниями – страхом увидеть в зеркальном отражении душу покойника. Вспомните гадания на зеркале, колдовские чары над водной поверхностью, попытки увидеть суженого.
Погребальные обряды являются прекрасным материалом для исследователя религиозных представлений. Хорошо известно, что говорить о древнем человеке можно с момента появления погребального культа. Под натиском воинствующего безбожия народная вера, покинув церковь, отступила на кладбища. Вытеснив православные обычаи, гонители не смогли победить почитание могил, веры в загробное существование душ. На место священников пришли новые, неформальные <служители культа>. Если в довоенные годы существовали христиане, получившие образование в церковно-приходских школах и знавшие богослужение, элементарное богословие (что позволяло им выступать иногда начетчиками вместо священников), то с 60-х годов организаторами народной религиозной жизни выступают люди, лишь частично унаследовавшие фрагментарные знания о православии. Когда слепой ведет слепого, то оба упадут в яму:
В конце 80-х деградация религиозной жизни народа достигла предела. Богословская литература (даже Евангелие) в стране практически была не доступна, проповеди в сохранившихся храмах запрещены или сведены к минимуму.
Мой собеседник, православный священник, рассказал историю, прекрасно характеризующую состояние народной веры. В начале своего служения он оказался на приходе, где долгие годы не было действующего храма. В один из дней его пригласили отпеть покойника на дому. Совершая отпевание, священник обратил внимание на то, что из гроба от руки усопшего в цветочный горшок идет медная проволока. Как оказалось, родственники решили <заземлить> почившего таким способом! Надо ли объяснять, заключил собеседник, что тут проявилось полное невежество оторванных от церкви людей и в богословии, и в школьной физике.

Что говорит духовенство
Кризис системы образования и здравоохранения толкнул народ в объятия <магов>. Коммерциализация жизни позволила <заговоры> и <привороты> превратить в прибыльный бизнес. Торговля <опиумом для народа> достигла невиданных размахов. Появились <академии медиумов>, раздающих (продающих) дипломы новоявленным <целителям>. В 90-е годы под видом психологов они стали проникать в школы, пока государство не положило этому конец.
Причины успеха <целителей> коренились и в особенностях народной психологии. Говорят, чтобы продать американцу лекарство, нужно снабдить его современной упаковкой. Снадобье для богатого необходимо поместить в хрустальный дорогой флакон. Ну а простому русскому человеку его стоит преподнести как горечь, но обязательно приготовленную по <стародавним рецептам> от бабушки.
Священники бьют тревогу. Число пострадавших от <магов> растет. С точки зрения светского нерелигиозного человека, вред <целителей> заключается в том, что их пациенты расплачиваются здоровьем и жизнью за предпочтение шарлатанства квалифицированной врачебной помощи. Люди верующие с этим согласны. Но есть в позиции православных и другая сторона.
<Целители> вводят в заблуждение пациентов, говоря, что лечат их силою Христа. Во-первых, мало кто из современных людей может четко сказать, какие <молитвы> над ним читались. Во-вторых, условием телесного выздоровления человека всегда считалось его покаяние в грехах. Это возможно полноценно совершить лишь в присутствии священника. Грех можно исповедовать, но его нельзя <заговорить>, как нельзя заболтать Бога, подателя всех благ. В-третьих, исцеление от болезни никогда не было приоритетом для православных. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что верующий во Христа должен <подлечиваться>, а не искать полного здравия любой ценой. Если посмотреть на иконы, то с них на нас глядят лики святых страдальцев, а не розовощеких <успешных> лидеров. Те, кто проповедует <чудо исцеления>, на деле учат чему угодно, но только не православию.
На мой вопрос, что сказать человеку, который уверен в помощи <экстрасенса> (<предсказал>, <исцелил>), священник ответил: <Видимость исцеления может совершать тот, кто служит диаволу. Современные люди если и признают бытие Бога, то существование сатаны отрицают. Они относят это к <темному средневековью>. Между тем, если открыть Евангелие, то можно найти многочисленные примеры исцеления Христом бесноватых. Нельзя считать бесов просто дурными помыслами. Есть рассказ в Писании о том, как они вселились в свиное стадо и погубили его. Вряд ли свиньи могли думать. А вот христиане думать должны. По законам Ветхого Завета <ворожей> наказывали смертью>.
Священство утверждает, что <целителей от Бога> нет и за лечение у них придется заплатить душевным здоровьем. По церковным канонам, человек <полечившийся> не может сразу подходить к причастию. Необходимо покаяние. Родителям советуют молиться за своих детей и помнить: обычного врача и лекарство тоже посылает Бог. Как бы ни относился наш человек к церкви, но, очевидно, богословие и наука найдут общий язык между собой. Может быть, нам все-таки нужны <основы православной культуры> и религиоведение, чтобы жертв оккультизма стало меньше?

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике