Гламурный Сафронов тянется душой к провинции

Одним из центральных культурных событий стало открытие во Владимире персональной выставки непревзойденного мастера эпатажа, самого светского и скандального художника России Никаса Сафронова.

Одним из центральных культурных событий стало открытие во Владимире персональной выставки непревзойденного мастера эпатажа, самого светского и скандального художника России Никаса Сафронова.

Вообще-то отношение к Никасу Сафронову неоднозначное. С одной стороны, его картины стоят баснословных денег (от 6 до 10 тысяч долларов), их приобретают известные личности и тайные олигархи, а персональные выставки собирают толпы поклонников. С другой, коллеги-художники относятся к его творчеству весьма скептически, полагая, что по уровню оно не слишком отличается от того, что делают арбатские живописцы, штампующие портреты по фотографиям.
Но вот отрицать, что Никас Сафронов сам сделал себе имя и теперь все, к чему он прикасается, становится произведением искусства, будь то постмодернистская переделка картины известного художника прошлого или портрет какого-нибудь нувориша из Пырловки, никто не станет.
Несмотря на обвинения художника в чрезмерной самооценке, на открытие выставки, которая открылась не где-нибудь, а в детской художественной школе, он не погнушался приехать сам.
И в общении с владимирскими СМИ Сафронов был дипломатичен, доброжелателен, неконфликтен, мудр и полон достоинства.
– Всегда нет пророка в своем Отечестве, но я знаю, что по отношению ко мне существуют зависть и неприязнь, – откровенничает художник. – Но здесь, во Владимире, я испытал удовольствие от общения с искренними людьми. Преподаватели художественной школы показывали мне рисунки своих учеников и делали они это с гордостью за учеников и радостью, что могут поделиться этим со своим коллегой. При этом не было ни капельки ревности и зависти, что было очень приятно. Надеюсь, мы подружимся и будем общаться домами, мастерскими. Я всегда считал, что провинция – это душа России, а в вашем городе, где все наполнено энергией, историей, духовностью, вообще грех на кого-то злиться.
Сафронов писал портреты многих выдающихся людей. Кисти художника принадлежат портреты многих известных политиков, популярных актеров и певцов, общественных деятелей, в том числе Владимира Путина, Гейдара Алиева, Михаила Горбачева, Джохара Дудаева, Мстислава Ростроповича, Софи Лорен, Хулио Иглесиаса, Стинга, Элтона Джона, Пьера Ришара, Элизабет Тейлор и других знаменитых людей. 700 работ Сафронова приобрели западные коллекционеры, причем многие портреты принадлежат тем, кого художник запечатлел.
На выставки Никас обычно берет лишь те работы, которые на данный момент находятся в его мастерской. Просить на время уже проданные полотна у олигархов – дело неблагодарное. Знаменитости платят ему серьезные деньги и потом неохотно отдают свои дорогие <игрушки>.
– Все картины, представленные на выставке, разных лет и разных техник. Много пейзажей, которые я практически не выставляю. Да и выставки я делаю довольно-таки редко, в основном на Западе. В Москве не делаю принципиально, просто потому, что нужно несколько миллионов долларов, чтобы сделать хорошую рекламу. По просьбам друзей иногда делаю выставки в клубах. Да для друзей я выставку хоть в ванной комнате сделаю! – признается художник.
Что же привело Сафронова во Владимир? Божий промысел, как говорится на Руси. Художник давно хотел побывать здесь, но все как-то не хватало времени. Благо, знакомая художника – некая целительница Маргарита, которая жила во Владимире, вдохновила его открыть выставку в нашем городе.
– Я вожу свои выставки в разные города России только по личным просьбам. Когда дело касается музеев, например, национальный музей в Мадриде, Лувр – здесь я могу выбирать. Но когда приглашают друзья, я не отказываюсь. Недавно была выставка в Сочи, которую посетили 175 тысяч человек, до этого делал выставку в Саранске, на которой было порядка 150 тысяч посетителей.
Да уж, Владимиру подобная посещаемость выставок пока даже и не снилась. Тем не менее посмотреть на картины одного из самых успешных художников современности, которого называют русским Сальвадором Дали, все-таки стоит.
– Никас Степанович, вам удалось совершить небольшую экскурсию по Владимиру?
– Нет пока. Мы выехали из Москвы поздно ночью, а приехали около 4 часов. Ехали долго, мне показалось, что расстояние между городами – километров 600. Меня хотели устроить в лучшую гостиницу Суздаля, но когда я узнал, что это 40 километров, то мне стало плохо. В результате я остановился в первой попавшейся гостинице – это оказалось <Золотое кольцо> – вполне приличная, а главное, и недалеко.
А затем ночью меня угораздило пойти в ночной супермаркет за чипсами и потом я два часа не мог оттуда выйти – продавщицы, охранники, случайные покупатели набежали взять автограф и все замучали, снимая на камеры мобильников. Но зато я понял, что меня здесь знают.
Мне предложили сразу осмотреть город, но я сказал, что лучше сделаю это позже, потому что последние несколько недель сплю по 1-2 часа. У меня были поездки в Америку, Австралию, и все это как-то нарушило ритм, к тому же девушка меня моя недавно бросила, сказала: <Надоело, я тебя не вижу вживую>. А я жил у нее, в квартире, которую я ей подарил. Теперь я сплю как савраска на полу в своей мастерской, имея большую площадь 900 квадратных метров в центре Москвы, в которой все время идет ремонт. Но когда я закончу ремонт, первой, кого я позову к себе в гости, будет Софи Лорен.
Художник уже три года как официально холост. Был женат дважды – на француженке и итальянке. Собирается жениться и в третий раз, но пока не знает на ком. Надеется в какой-нибудь красивой провинции вроде Владимира найти свою избранницу.
Портреты – особая страсть художника. Никас Сафронов убежден, что созданный на полотне образ подчеркивает духовность, положительное человеческое начало. По его словам, стать объектом позирования для портрета может любой человек – <нет плохих лиц, есть плохие художники>.
– Как начинающему художнику пробиться, добиться популярности?
– Нужно обладать такими качествами, как профессионализм и обязательность. Я за профессионализм в любой области, потому что сегодня очень мало профессионалов, неважно сантехник это или художник. Именно необязательность и непрофессионализм людей делают нашу страну очень скучной. Ну и, конечно, верить в свою звезду. Я верю, что у каждого человека есть ангел-хранитель, который его оберегает. Мой ангел мне помогает.
– Говорят, цены на картины Никаса Сафронова растут вместе с ценами на нефть.
– У меня есть правило: обычно я не дарю своих работ. А если делаю это – только для тех, кто доказал свою преданность и любовь к моему творчеству. Цена за картину – это как знак ее ценности для тех, кто ее приобретает. Значит, им это действительно нужно. Раз мои работы нравятся настолько, что люди готовы часть своего труда в виде денег отдавать за мои картины, значит, я все-таки на правильном пути. И я получаю компенсацию в виде удовольствия от того, что с этими деньгами у меня появляется возможность кому-то помочь. Как-то в детстве я прочитал: три копейки заработал – одну отдай на благотворительность. Я отдаю две. И всегда молюсь за здоровье своих близких, и еще молюсь, чтобы Господь дал мне силы помогать людям.
– А если у кого-то из посетителей выставки возникнет желание приобрести что-то из ваших работ – будет такая возможность?
– На это и рассчитана выставка. Здесь как раз собраны работы пейзажного плана и мало символизма – того, чем я занимаюсь сейчас. Я надеюсь, что люди посмотрят, оценят и, возможно, захотят что-то приобрести. Не уверен, что во Владимире у меня появятся клиенты, но никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Но мне будет приятно, если кто-то из владимирцев захочет оставить себе мою картину.
– Есть ли люди, портреты которых вы хотели бы написать, но пока так и не написали?
– Да миллион! Я мечтал и у меня никак не получалось с портретом Фиделя Кастро. Мы списывались, договаривались, но когда у человека такие проблемы со здоровьем: А в день открытия выставки во Владимире я должен был быть у Лукашенко, делать наброски к его портрету. Но вот вместо Белоруссии поехал во Владимир. А вообще, вы знаете, профессионал не имеет права отказываться делать свое дело, но я (это было еще до трагических событий) отказался рисовать портрет Саакашвили. Этот человек мне показался неинтересным.
– Когда смотришь по телевизору светскую хронику, возникает ощущение, что Сафронов большую часть жизни проводит на тусовках.
– Как правило, я работаю по 20 часов в сутки, а сплю по 2-3 часа. Правда, потом отсыпаюсь за всю неделю по 15 часов, потому что организм выматывается. А еще у меня есть две школы, которые я курирую, и храмы, которые я строю. Есть благотворительный фонд Никаса Сафронова, который тоже – часть моей жизни, и им надо заниматься.
Я привык все успевать. Когда учился в художественном училище в Ростове-на-Дону, то ночью разгружал вагоны, днем слушал лекции, вечером занимался любовью со своей девушкой, а два-три раза в неделю еще и подрабатывал художником-бутафором в местном ТЮЗе.
Коллег Сафронов не ругает из принципа. Наоборот, всегда защищает тех же Шилова или Глазунова, если кто-то их критикует. И не потому, что дружен с ними (хотя приятельствует только с Церетели, с остальными здоровается на приемах). Просто он не тот человек, который мечтает отравить соседа по коммуналке, чтобы забрать его комнату.
– Творческие люди легкоранимы, – рассказывает Сафронов. – Как-то я ужинал с Ростроповичем, и он был очень расстроен статьей одной журналистки, написавшей, что ему, мол, пора отдыхать, он – старый и уже не может играть, как раньше. Все, сказал Ростропович, больше в России – ни одного концерта! Потом он много лет выступал в Лондоне и Париже, а наш зритель был им обделен. Но речь не только о выдающихся людях. Если человек проявил себя как художник, к нему надо относиться очень осторожно, потому что художника легко обидеть.
Кстати, города, куда Сафронов таки привозит свои выставки, по большей части, довольствуются компьютерными репродукциями. Владимирцам повезло: на выставке лишь одна копия – портрет экс-президента Путина. Догадаться, у кого находится оригинал, не сложно:
По словам художника, владимирские пейзажи вполне могут вдохновить его на создание очередного полотна. А пока автор призывает посетителей выставки быть искренними и ждет самой справедливой реакции на свои работы. Посмотреть на мир глазами мастера еще есть время – выставка будет действовать до 19 сентября.

Татьяна ЛАПАТИНА
Фото Р. Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике