Вехи истории. Петушки обетованные

Что такое Петушки? На взгляд поверхностный - районный городишко, один из населенных пунктов на трассе Москва - Н.Новгород. Да еще всплывает в памяти поэма Венедикта Ерофеева "Москва -...

Что такое Петушки? На взгляд поверхностный – районный городишко, один из населенных пунктов на трассе Москва – Н.Новгород. Да еще всплывает в памяти поэма Венедикта Ерофеева "Москва – Петушки" – популярное произведение потаенной русской литературы советских времен.
<В Петушках жасмин не отцветает, и птичье пение не молкнет>: <В Петушках твое спасение и радость твоя. Поезжай!> – в один голос рассудок и сердце твердили герою поэмы, но в <неописуемые присноблаженные> Петушки он так и не попадает. Грехи не пускают: <Упомяни Веничку Ерофеева. Это тоже эпоха и веха>, – сказали мне. Упомянула. Но речь пойдет о Петушках обетованных:

Деревня Петушки впервые упоминается в документах в 1678 году. В деревне была почтовая станция. В 1860 году Петушки посетил писатель В.А. Слепцов: <Меня очень занимают Петушки. Я теперь в старом гнезде дворников (содержателей постоялых дворов) и ямщиков-троечников, доживающих свои последние дни>. В 1861 году поблизости от деревни прошла железная дорога, и была построена станция Петушковская с железнодорожным вокзалом. При станции образовался поселок. В 1910 году братья Крашенинниковы построили здесь ткацкую фабрику. В 1913 году построена столярная фабрика, а в 1915 году – завод по производству кирпича. В 1965 году пристанционный поселок Новые Петушки получил статус города. Петушки, исстари стоявшие на Владимирском тракте, стали называться Старыми Петушками.
Откуда же такое название – Петушки? Да деды сказывали, что в старину здесь разбойный люд промышлял на большой дороге, трясли богатых приезжих. Промеж собой скликались петухами. Отсюда и название:
Но не хлебом единым жив человек. Невероятной красоты храм Успения Богородицы на высоком берегу речки Березки мог бы стать достойным украшением столицы, не говоря уже о глубинке. Место, на котором построен храм, издавна называлось Поповка. Раньше здесь находился деревянный храм. По преданию, его сожгли татары, когда полчища Батыя опустошали Владимирскую землю. При строительстве нынешнего храма во время раскопок нашли обгоревшие головни, основание деревянного сруба и много человеческих костей – рядом находилось и кладбище. После разрушения заново построенной деревянной же церкви это святое место осенял большой деревянный крест, который время от времени по ветхости заменялся другим. С Поповкой связаны красивые легенды. По одной, будто перед нашествием татар тут был зарыт перевернутый колокол, полный злата и серебра. По другой версии – это случилось в смутное время, когда литовцы и поляки бежали окольными путями от ополченцев Минина и Пожарского и спрятали здесь награбленные сокровища. И якобы в архивах Польши находили записи о кладе:
Ныне существующий каменный храм Успения Богородицы построен в 1910 году потомственным почетным гражданином Иваном Павловичем Кузнецовым. Весь род Кузнецовых отличался особой преданностью церкви. Павел Данилович, отец Ивана Павловича, бессменно состоял старостой Богоявленского Крутецкого храма, а потом, по преемственности, и Иван Павлович. Сроки службы отца и сына в этой должности составили вместе почти полвека. К 1904 году Ивану Павловичу, владельцу крупного фабричного производства в Переславле-Залесском, удалось приблизиться к реализации своей давней мечты – постройке в Петушках большой церкви. Кирпич для строительства выпускал собственный завод. Раствор готовился на яичном белке и схватывался намертво. Иван Павлович лично следил за ходом строительства, был требователен и строг. Все мастера, и строители, и художники, в основном были местными, владимирскими. Размеры построенного храма впечатляли: сорок семь метров в длину, двадцать один метр в ширину, восемь с половиной метров в высоту. В убранстве храма принимали участие известные в России фирмы: братьев Оловянишниковых, Рындина, Бурлюкова. Иван Павлович делал заказы только тем, кто мог выполнить работу на высокопрофессиональном уровне. В статье об освящении храма <Владимирские епархиальные ведомости> 7 августа 1910 года писали о внутренней отделке храма: <Своей стильностью, художественностью и изяществом он производит на посетителя обаятельно-художественное впечатление: Иконостас резной дубовый, великолепной работы, с легкими штрихами позолотой: Иконы редкой художественной работы: Стенная живопись - копии с картин знаменитых художников: Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении: Храм этот по внутренним своим украшениям является редким и единственным в своем роде>.
После большевистского переворота сильная и смелая церковная община сохранила храм. Старостой был избран кузнец Петр Васильевич Баканов, отец 13-ти детей, который жизнью своей семьи являл пример судьбы простого русского человека. Он в числе самых первых ставил свои подписи на документах в советские инстанции. Он же потом в числе первых и поплатился своей жизнью. Сменил его на посту старосты Иван Кузьмич Мушкин, который позднее тоже пострадал за веру. При нем община и отстояла себя, получив от властей официальный ответ: <Состоялось утверждение Группы верующих на право пользования зданием и имуществом культа. Июня 2 1926 года>. Подпись неразборчива.
Символом преданности церкви стала простая крестьянка Евфросиния Харитоновна Овсянникова. Она на посту старосты прослужила более пятидесяти лет. В 1940 году наложили огромный налог на церковь. Собрали все, что могли. Заплатили. Месяца через два – опять налог, еще больше. Церковь была под угрозой закрытия. Отец Платон, один из последних монахов Зосимовой пустыни, внес большую часть выплаты. И опять прихожане собрали необходимую сумму. Последний же налог оказался непосильным. Стали все усердно молиться Богородице. И буквально в день получения извещения на уплату налога вечером в сторожку, где жила староста, постучали. Незнакомая женщина передала сверток: <Знаю, очень вам деньги нужны. А храм нужен и вам, и нам. Вот здесь столько, сколько нужно>. Власти больше не дерзнули подступиться к храму. Растерялись. Ведь храм в Петушках и сам город хранимы Пресвятой Владычицей нашей Богородицей. В Петушках жили великие подвижники благочестия, новомученики и исповедники. Среди них владыка Афанасий (Сахаров), ныне прославленный в лике всероссийских святых, архимандрит Исидор, игумен Платон, многие монахини и схимонахини. И по их молитвам Пресвятая простирает Свой омофор над храмом и всеми нами, притекающими к святым Ее иконам, к столетней неоскверненной благодати Свято-Успенского храма:
До революции был храм и в Новых Петушках, у железнодорожного вокзала. Как повествуют <Владимирские епархиальные ведомости> (№ 20, 1900 год), история его создания весьма показательна. Учитывая нужды довольно уже значительного коллектива железнодорожных служащих, в 1897 году была открыта <министерская железнодорожная школа>, а в 1898 году для нее было построено особое здание. У станционных верующих была еще мечта – постройка храма при станции. Общими усилиями храм был построен, благоустроен, снабжен богатой церковной утварью и в 1900 году освящен во имя святителя и чудо- творца Николая. Храм (на 850 человек) имел совершенно правильную форму четырехконечного креста, западным удлинением которого служила школа. В 20-е годы он был разрушен совершенно. День 26 октября 2000 года стал особым не только для Петушков, но и для всей православной России. Заложен первый и пока единственный храм во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского.
Здесь, в Петушках, владыка обрел последний свой земной приют. Здесь он написал свою автобиографию, более подробную, в отличие от первого варианта. В скупых, но емких строках – вся исповедническая жизнь святителя, которая никак не вписывается в обычные человеческие понятия: <На епархиальном служении - 2 года, 9 месяцев, 2 дня; на свободе, но не у дел - 2 года, 8 месяцев, 2 дня; в изгнании - 6 лет, 7 месяцев, 24 дня; в узах и <горьких работах> – 21 год, 11 месяцев, 12 дней>:
Новый дом в Петушках стал для владыки и домовым храмом. Здесь ежедневно совершался им суточный богослужебный круг со всей уставной точностью и полнотой. Кроме молитвы, другой святой обязанностью владыка считал свою работу за письменным столом. Перечень литургических трудов святителя Афанасия говорит о его гигантском вкладе на этом поприще. <Служба всем святым, в земле Русской просиявшим> – жемчужина труда на всем жизненном пути владыки. В одном из своих писем святитель Афанасий отмечал: <Исправление церковных книг - неотложное дело: В настоящей церковной разрухе в значительной степени повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа>. Он получал по 800 писем в год и столько же отправлял ответов. Кроме писем, отсылалось к Рождеству и Пасхе по 30 – 40 посылок нуждающимся в помощи:
Сегодня в доме владыки постоянно совершается молитва – во исполнение наставления святителя и исповедника Афанасия: <Непрестанно молитесь>.
26 октября 2002 года совершилось великое освящение храма во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского. Деревянная церковь по-домашнему уютна и внешне напоминает терем. Здесь хранится ковчежец с мощами святителя Афанасия. А в притворе устроены три удобные просторные комнаты – классы для учащихся православной гимназии при Свято-Афанасиевском храме-подворье. Здесь обучаются дети с 1 по 4 классы – тот самый возраст, когда так легко заронить в детские души зерно духовности. В одной из комнат находится хорошая православная библиотека как для учащихся, так и для прихожан храма.
Для Неонеллы Тихомировой, директора по учебно-воспитательной работе, гимназия изначально стала любимым детищем. Вот она бережно снимает с полки и показывает мне рамочку с салфеткой, вышитой 12-летним Сережей Сахаровым (имя владыки Афанасия в миру). В детстве своем, находясь все время в женском обществе, он выучился шить и вышивать бисером. Впоследствии владыка сам шил для себя архиерейские облачения. В одном из них его и похоронили:
<Каждая эпоха задает свою высоту. Когда-то подвижники бежали от духовной гибели в пустыню, сейчас начало нашего спасения - в подвиге общения>, – сказал протоиерей Андрей Тетерин в предисловии к книге Геннадия Ивановича Катышева <Петушки обетованные>. Доверительно, открыто автор идет навстречу своему читателю, с искренним желанием помочь обрести тот духовный стержень, который не позволит человеку сломаться в любой жизненной ситуации. Это призыв к единению и возрождению, направление на спасительный путь.

Елена Холоднова
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике