Раритеты собора, хранящие частицу его света

В преддверии 850-летия со дня основания Успенского собора в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась тематическая выставка.

В преддверии 850-летия со дня основания Успенского собора в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась тематическая выставка.

Двери выставочного зала распахнулись немного позднее намеченного: ждали руководство города и области, а также глав ОМСУ, которые по пути попали в пробку. Отслужив литургию в Успенском соборе, вместе с высшим епархиальным духовенством в Палаты прибыл и Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Алиса Аксенова коротко коснулась истории собора, рассказала о перипетиях создания юбилейной экспозиции:
– Многие исторические ценности в свое время уходили из храмов, и только маленький золотой ручеек оставался в музее. Хочу заранее обратить ваше внимание: не пропустите фотографию, на которой запечатлен удивительный экспонат – медные наплечники, которые Андрею Боголюбскому прислал сам Фридрих Барбаросса. Долгое время они находились в фондах музея. Теперь один из них хранится в Лувре, а другой затерялся в городе Мюнхене.
– Мне трудно говорить с такой глубиной о тех ценностях, которые будут показаны вам на выставке, и одинаково трудно и больно сознавать всю невозможность нашим человеческим языком измерить и выразить все величие юбилейной даты Успенского собора, – отметил в своей речи владыка Евлогий. – Успенский – сам по себе живой храм, уж такая ему присуща сила и благодать: всякого входящего человека, всякую вещь, побывавшую в нем, он озаряет и освящает.
Глава Владимирской епархии вручил Алисе Аксеновой орден святой равноапостольной княгини Ольги. Награду Алисе Ивановне за труды в деле восстановления и реставрации храмов и монастырей, сохранение церковных ценностей во Владимир прислал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, лично подписавший указ о награждении гендиректора ВСМЗ.
<А что же выставка?> – спросите вы. Она действительно стоит того, чтобы немедленно посетить ее и увидеть кадило, чарки, нательные кресты, детали убранства гробницы святого князя Георгия Всеволодовича, белый камень из фасадной облицовки собора и слепки с рельефов XIX века, фотографии древних гробниц.
Особое место на выставке занимают акварельные рисунки с фресок Андрея Рублева и грандиозный макет центральной части собора. Первые принадлежат кисти палехского мастера Николая Сафонова и датированы 1882 годом, на втором можно увидеть почти утраченные композиции Рублева "Земля и море отдают мертвых" и трубящих ангелов. Особый акцент на произведениях великого иконописца более чем понятен и оправдан: 600 лет назад великий Рублев и Даниил Черный украсили Успенский собор настенными росписями.
Кроме того, на планшетах и щитах можно увидеть, как изменялся Успенский собор на протяжении веков. Иными словами, небольшой выставочный зал вместил многое из содержательной истории древней святыни, лишний раз подтвердив уникальность и величие храма.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике