Наивность – в массы и в живопись!

Пока профессионалы от искусства занимаются выяснением - кто гениальнее, все дальше и дальше отстраняясь от народа, творцы наивной живописи привлекают в художественные галереи множество людей любопытствующих.

Пока профессионалы от искусства занимаются выяснением – кто гениальнее, все дальше и дальше отстраняясь от народа, творцы наивной живописи привлекают в художественные галереи множество людей любопытствующих.

На днях в областном центре народного творчества открылась уникальная выставка из фондов Александровского музея.
Выставку наивного искусства Александровский музей привозит во Владимир уже второй раз. Живописные работы и декоративно-прикладное искусство представлены такими художниками, как Серафима Брижан, Анатолий Яхругин, Михаил Алексеев, Ирина Власова, Зинаида Садова, Геннадий Чехмарев, Леонид Банакин, Всеволод Комаров и Василий Устич.
Наивным быть, право, не грешно. А <наивными> художниками (так принято называть любителей искусства, не имеющих специальной подготовки и использующих импровизационную технику профессионального искусства) – тем более.
А что, собственно, такое – профессиональное искусство? Говорят, измельчало оно как-то в последнее время. Превратилось в узкоспециальные проекты самовыражения и демонстрации умонастроения автора, в нелепое в своей амбициозности творчество. Не удивительно, что люди восприняли выставку самодеятельного искусства с большим энтузиазмом.
Народу-то что надо? Народу только подскажи, что творчество – это умение мыслить самостоятельно и выражать свои мысли оригинально, но созвучно с интересами милых твоему сердцу людей, он и будет творить. Даже не думая, как потом сотворенное продать повыгодней.
Может, наивное искусство и название свое от- того получило, что "самоделы" наивно считают – награда тебе не деньги, а возможность самого процесса созидания. Так самодеятельные художники и малюют простодушно, не ведая о конъюнктуре. И что интересно – гениально, порой, получается!
Пусть неграмотны (да мы не про азбуку, а про живописные каноны). Зато сердцем чисты и душой светлы. Конечно, бывает, что и профессионалы на выставках наивного искусства выставляются (помнится, к этому направлению не гнушались обращаться многие выдающиеся художники – Шагал, Малевич, Руссо).
А если вдуматься, наив в искусстве – очень трудная стилистика, требующая особых свойств души, незамутненного взгляда на мир и происходящее с нами. Если у профи сердце пустое, то и картина его умная на наивной выставке будет глупо смотреться. Тут и деньги не помогут: искренность и честность нынче в большой цене.
Александровские же творцы с удивительной искренностью, непосредственностью, добротой передают на холсте красоту природы, жизнь простого человека и главного ее героя – самого художника. Но, несмотря на видимую простоту, полотна требуют вдумчивого изучения.
Что же в сути своей наивное искусство – самовыражение непрофессионалов или искусство будущего – решать посетителям. Однако хорошо будет, если эта выставка даст толчок многим любителям к выражению своей наивной – в полном отсутствии цинизма – радости бытия изобразительными средствами.

Маргарита КОРОЛЕВА
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике