16+

На кошках собаку съела – так можно сказать о ремесле владимирского художника-керамиста Натальи Павлихиной

Чтобы вдохнуть жизнь в маленькую керамическую безделушку, которыми сейчас так густо наводнены сувенирные прилавки, Наталье порой приходится немало времени проводить в своей мастерской.
– Работа с каждой фигуркой индивидуальна. С одной стороны, рука достаточно набита, и можно потратить на изготовление кошачьей фигурки минут десять, только все равно потом еще несколько раз возьмешь ее в руки – покрасить, прорисовать какие-то детали, обжечь, помыть, еще раз покрасить:. Это только кажется: быстренько слепил – и все. А на самом деле очень много вспомогательных операций.
Это что касается тех изделий, которые идут на продажу. На фигурку, которую Наталья потом отберет для выставки, может уйти и пять дней.
– Свои авторские работы, которые существуют в единичном экземпляре, я практически не продаю – они слишком много для меня значат. Поймать вдохновение и сделать такую же фигурку очень сложно.
В арсенале Натальи краски трех цветов – красный, зеленый и синий. Керамических красок вообще немного, потому что цвет при обжиге выгорает. Но любимый цвет, конечно же, рыжий. Во-первых, потому, что рыжий, по словам Натальи, естественный кошачий цвет, а во вторых, – он получается из сочетания белой и красной глины и не требует дополнительного окрашивания.
– У меня, кстати, не ко всем животным такая любовь. Я пробовала лепить разных зверюшек, но интерес как-то быстро пропадает. А кошек я могу делать очень много, и меня это нисколько не напрягает. За свою жизнь я сделала немалое количество кошек. В какой-то степени можно сказать, что я их штампую. Но они не бывают злыми. Если у меня нет настроения – я не леплю.
Первую фигурку из глины Наталья сделала почти 20 лет назад. По образованию она художник по вышивке, хотя, по ее признанию, душа к этому виду искусства у нее никогда не лежала.
– Попробовать что-то слепить мне предложил художник-керамист, с которым я волею судеб столкнулась в Новгороде. И оказалась, что глина – это абсолютно мой материал. Я влюбилась в нее сразу и с тех пор с ней не расстаюсь. Мне нравятся живопись, графика, но в этих областях искусства у меня совершенно ничего не складывается. Зато, говорят, керамика у меня вполне графичная – как нарисованная.
Найти свою глину, с которой керамисту было бы хорошо и комфортно работать, не так-то просто. Наталье повезло. В то время, когда ее увлечение керамикой только-только начиналось, она жила недалеко от промышленной зоны ВЗКИ, куда вагонами привозили глину с Украины для работы гончарного цеха.
– Это была очень хорошая глина. И я сделала такой приличный запас, которым пользуюсь до сих пор. С тех пор глины, обладающей подобными качествами, я не встречала. Даже не знаю, что буду делать, когда этот запас иссякнет. Придется где-то искать.:
Профессиональный художник-керамист – это "человек-оркестр", в котором гармонично сочетаются и скульптор, и портретист, и просто "чернорабочий", которому незазорно надеть на себя фартук и часами замешивать глиняное "тесто".
Нельзя сказать, что Наталью вдохновляют только кошки, лепит она и фигурки людей. А в последнее время объектом ее вдохновения стали: чайники. Кстати, все работы выходят из рук художницы без предварительного рисунка.
– Я никогда не делаю эскизов. Просто садишься, берешь глину – и что-то рождается.: Вроде бы возникает идея, я начинаю ее воплощать и в результате понимаю: получилось совсем не то, что я задумывала. Но смотришь – да, это оно – мое внутреннее состояние. Своего рода хороший способ изучить себя.:
Наталья не стремилась ни к званиям, ни к наградам. Это для амбициозных людей всевозможные дипломы – показатель их профессионализма. А у нее они лежат аккуратной стопкой – ну не стены же ими украшать! Лучше картинку какую-нибудь красивую повесить:.
– Я считаюсь профессионалом, поскольку член Союза художников, но сама себя по-прежнему называю любителем. Какой же я профи? Самоучка, которая изобрела какой-то собственный стиль и делаю какие-то вещи на грани народного творчества. Как-то мы стояли на вернисаже с моими котиками, и кто-то из посетителей сказал: народное искусство неизвестного народа.
Керамисту свойственна усидчивость, поэтому неудивительно, что чаще всего это женщины. Мужчины же хотят видеть результат сразу, поэтому им интереснее заниматься стеклом или кузнечным делом.
По словам художницы, попробовать поработать с глиной может любой человек. Не только для того, чтобы понять – твое это или нет, а еще и привести нервы в порядок.
– У меня нет потребности стать педагогом, передавать свой опыт, но когда люди приходят и просят показать мастер-класс, то я с удовольствием это делаю. Друзья часто приходят ко мне в мастерскую полепить в качестве отдыха. Глина – она ведь очень хорошо мысли в порядок приводит, не зря же ею лечатся. Посидишь, полепишь или даже просто помнешь глину – и стресс ушел, как не бывало.
Наталья участвует практически во всех выставках, которые организует областной Союз художников. О всех своих работах она слышит лишь восторженные отзывы. В ее ближайших планах – выставка в Германии, которая пройдет в сентябре в рамках владимирских дней в Эрлангене.
Уходить из мастерской Натальи совершенно не хочется. На прощание мастерица снимает с полки одного из котиков в виде свистульки и дарит мне. У котика усталое, но довольное выражение мордахи – точь-в-точь, как у некоторых журналистов после сдачи очередной нетленки:.

Татьяна ЛАПАТИНА
Фото автора

Просмотры: