Владимирскому юридическому институту – 65 лет!

31 июля 1943 года, в период наступившего перелома в Великой Отечественной войне, вышел приказ НКВД СССР "О создании школы начальствующего состава тюрем". Эта школа и стала прообразом сегодняшнего...

31 июля 1943 года, в период наступившего перелома в Великой Отечественной войне, вышел приказ НКВД СССР "О создании школы начальствующего состава тюрем". Эта школа и стала прообразом сегодняшнего Владимирского юридического института.

Начальник Владимирского юридического института генерал-майор внутренней службы Сергей Емельянов так оценил значение формирования ВШПНС в годы войны и ее последующую реформацию в институт:
– В первую очередь необходимо сказать о возрастающей потребности в кадрах в годы войны и сегодня. В годы войны, когда пошел огромный поток военнопленных с фронтов, необходимо было организовать работу с этим контингентом, поэтому государство пошло на создание новой структуры подготовки кадров. Для Владимирской области это решение было ключевым, поскольку владимирская школа обеспечила кадрами фактически все правоохранительные структуры области. Выросший на базе школы, сегодняшний Владимирский юридический институт обеспечивает все правоохранительные органы России квалифицированными кадрами. Наш юбилей – это событие регионального и ведомственного значения, поскольку сегодня нас комплектуют три министерства – Минюст, МВД и МЧС России. Кроме этого, наши выпускники востребованы в ФСБ, военной и гражданской прокуратурах, УФСКН, системе судебных приставов и судебном департаменте. Это подкрепляет нашу уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении.
– 1 июля 1998 года УИС ( уголовно-исправительная система) из МВД России вошла в структуру Минюста. Каково значение этого события?
– За всю историю своего развития УИС четыре раза переходила из одного ведомства в другое. Десять лет назад, по требованию Евросоюза наша страна взяла на себя обязательства привести УИС в соответствие с международными стандартами, в связи с чем была разработана и утверждена концепция реформирования нашего ведомства в целом. Основные аргументы акцентировались на том, что невозможно в одном и том же ведомстве сосредоточить следственную, оперативную работу и исполнение наказаний. Получалось, что все три самостоятельных направления правоохранительной деятельности были сконцентрированы в одном министерстве, что создавало условия для тенденциозного подхода. По этой причине было большое количество судебных издержек и всевозможных нарушений законодательства, продиктованных выходом на показатели, которые было легче сделать в одном министерстве. Поэтому одним из первых непреложных условий для вступления России в Совет Европы была передача системы исполнения наказаний в Минюст.
– Неделю назад в институте состоялся очередной выпуск молодых специалистов. В чем особенность этого выпуска?
– Особенности выделить сложно, каждый выпуск яркий по-своему. Макаренковский принцип построения перспективных <линий>, которые он называл <завтрашняя радость>, когда весь коллектив ориентировался на какую-то дату и все старались подойти к этой дате во всей красе. Выпуск курсантов и сама церемония выпуска – это и есть перспективная линия, к которой стремился весь коллектив. Этот день всегда становится красочным праздником для всего коллектива, гостей, выпускников и их родителей.
– Выпуск состоялся, как идет подготовка к новому учебному году?
– Как и во всех учебных заведениях, учебный год начнется 1 сентября. Подготовка к началу учебного процесса уже началась в соответствии с общими требованиями к учебно-материальной базе и кадровому обеспечению структурных подразделений. Сегодня мы ориентируемся на максимальное обеспечение ведомственной подготовки специалистов, вводим в строй учебно-методические кабинеты, максимально ориентированные на формирование у курсантов профессионально значимых качеств сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исправительной системы. Создается новый полигон, где в натуральную величину построены все инженерно-технические средства охраны. Будет введен в строй учебно-методический кабинет с действующими электронными системами, вводится в строй кабинет кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы. Институт постоянно идет по пути совершенствования УМБ.
– У каждого значимого руководителя был свой учитель. Кого вы называете своим учителем?
– Первым моим учителем был мой отец Владимир Михайлович Бойнов. Учителем и научным руководителем была профессор Маргарита Павловна Стурова. Мой перевод в институт главным образом связан с бывшим руководителем и создателем института генералмайором Валерием Морозовым. Работая под руководством Валерия Михайловича, я не уставал восхищаться его дальновидностью, прозорливостью, его профессиональному такту. В плане становления как руководителя моим учителем был и остается генерал-майор Валерий Морозов.
– Какие вопросы сегодня вам видятся проблемными?
– Проблемы в первую очередь сегодня связаны с реформой системы высшего профессионального образования. Прием абитуриентов на основе единого государственного экзамена и есть наша проблема. Мы готовим кадры для правоохранительных органов и сознаем, что одним из профессионально значимых качеств для юриста является его умение аргументировать свою позицию. Эти качества мы, как правило, выявляем на устных вступительных экзаменах. Сегодня мы такой возможности лишены. Абитуриент представляет справку о сдаче ЕГЭ, мы подсчитываем баллы и принимаем его на учебу. Раньше профессиональные качества выявляла мандатная комиссия, которой сегодня нет. Закон суров, но это закон! Он еще предусматривает переход на двухуровневую систему образования. Здесь также усматривается опасность снижения качества ведомственной подготовки специалистов. Проект федерального государственного образовательного стандарта по бакалавриату значительно сокращает объем часов на ведомственную подготовку. Мы будем готовить обыкновенного юриста для средней юридической практики. Исключаются изучение таких дисциплин, как обеспечение безопасности, организация воспитательной работы, организация оперативно-розыскной деятельности. В этом и есть опасность снижения качества подготовки специалистов правоохранительных структур.
– Недавно курсанты и преподаватели перешли на новую форму одежды. Как она воспринята в стенах учебного заведения?
– Лично я на себе трижды испытал переход на новую форму одежды. Переодевались в оливковый цвет, сегодня в темно-синий. Все вытекает из обращения Министерства обороны, которое предложило военную форму цвета хаки оставить только для Вооруженных Сил. Все остальные силовые ведомства не должны своим внешним видом походить на армейские подразделения. У нас форма принимается не однозначно. Многие неохотно переодеваются в непривычную синюю форму. Первокурсники, одетые <с нуля>, довольны формой, больше всего она подходит для курсантов и служащих девушек. Но всем не нравится качество материала для формы и сам фасон мужских кителей.
– Мы привыкли, что курсанты ВЮИ всегда и во всем впереди. Есть ли чувство гордости за достижения курсантов?
– Успехи курсантов не могут не радовать руководство института. Возможность сохранения лидирующего положения в образовательном пространстве для нас приятна.
В прошлом году курсанты ВЮИ среди 70 вузов страны выиграли конкурс <Команда XXI века> и привезли сертификат на 500 тысяч рублей. Выиграна и олимпиада среди студентов образовательных учреждений Минюста РФ. Первые места наши курсанты занимают в первенстве ФСИН по служебно-прикладным видам спорта. Международный конкурс патриотической песни <Виват, Победа!> выиграли наши курсанты. Это огромный труд курсантов, педагогов, тренеров.
– Произойдет ли реорганизация ВЮИ в академию? Когда это будет?
– Весь пакет документов для этого уже готов. Непременным условием было строительство нового общежития на 500 мест. В соответствии с графиком общежитие сдается в 2009 году. Но во ФСИН сегодня существует более значимая проблема, которая не позволяет нам инициировать процесс реорганизации. Выпускники Пермского колледжа ФСИН в звании лейтенантов после выпуска попадают на срочную службу рядовыми. Не оправдываются огромные затраты на их обучение. Поэтому в первую очередь должен быть реорганизован Пермский колледж в юридический институт. А для этого вновь надо создавать учебно-материальную базу, формировать научно-кадровый потенциал. Сама процедура реорганизации требует согласования в четырех министерствах.
Для ФСИН сегодня важнее поднять колледж. Реорганизация ВЮИ станет очередным этапом после Пермского колледжа, но она непременно будет.

Владимир СОПУНОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике