16+

История судьба. Легенда и быль

(Продолжение. Начало в №№ 78, 81, 84, 89-91, 106, 109)
Как рождаются легенды, искажающие факты, имевшие место и время быть?
В журнале "Знамя", № 2 за 1998 год, Флора Литвинова в "Записках об Анатолии Марченко" пишет о событиях 1974 года: "Приехав во Владимир:, мы с Ларой поехали к архитектору-реставратору, знакомому Герчуков. Квартира заполнена книгами, репродукциями. Его рассказ – как не дали разрушить замечательный Дмитриевский собор, где были рублёвские фрески. Было постановление городских властей – снести к Олимпийским играм. Рабочие уже накинули петли из троса на колокольню надвратной церкви, прикрепили трос к двум тракторам, которые должны были её "растащить". Реставраторы послали телеграмму в Москву, а сами с друзьями встали под арку церкви. Если рушить, то на них. Милиции не было, а уговоры на них не действовали. Трактористам надоело. Они уехали. А на следующий день пришла телеграмма – церковь не трогать. Вот такие люди не дают губить русскую культуру".
Вероятно, за давностью времён Ф.Литвинова многое перепутала, поэтому стоит уточнить: что, как и когда пытались разрушить в начале 70-х годов; ведь у власти был уже не Никита Сергеевич со своим "своеобразным" взглядом на памятники старины, а Леонид Ильич:.
Во-первых, в Дмитриевском соборе нет фресок Андрея Рублёва.
Во-вторых, у Дмитриевского собора нет колокольни над надвратной церковью. И арки не было, под которую "встали" реставраторы.
В-третьих, Олимпиада проходила в 1980 году, а разрушили церковь (ниже разберемся – какую) в начале 70-х.
Скорее всего, речь шла о разрушении в 1970 году Казанской церкви, построенной в 1782 году. Она была замечательна тем, что в ней в 1838 году венчался находившийся в ссылке во Владимире Александр Иванович Герцен с Натальей Александровной Захарьиной, которую он тайно привёз из Москвы. "Маленькая ямская церковь, верстах в трёх от города", – вспоминает Герцен в эпопее "Былое и думы".
Богослужение в церкви было прекращено в 1938 году, там был размещён склад УВД, а в 1951 году открыт кинотеатр "Буревестник", помню – там всегда было холодно и неуютно. А на бывшем кладбище, примыкавшем к Казанской церкви, в середине пятидесятых сровняли могильные холмики и устроили танцплощадку. Но несколько массивных гранитных надгробий с хорошо читаемыми надписями кое-где вылезали из земли; тогда за ними охоты не было.
25 июня 1966 года исполком Владимирского горсовета принимает решение: "Кирпичное здание кинотеатра "Буревестник" (б.Казанскую церковь) сломать и очистить площадку, т.к. в результате длительной эксплуатации здание пришло в аварийное состояние и из-за большого количества затрат, потребных на ремонт, последний нецелесообразен. Председатель исполкома горсовета Р.Магазин, секретарь О.Шагова".
Решение приняли, но церковь долго ещё стояла беспризорной, были выломаны окна, двери, по стенам пошли трещины. В феврале 1970 года решено было её разрушить с помощью танков. Несколько работников реставрационной мастерской и архитекторов – Людмила Зайцева, Ольга Гусева, Эльвира Реган, Лидия Дудорова, Владимир Строганов – вышли защищать церковь, просили танкистов оставить храм, даже, говорили, купили им водки. Танкисты отступили. Но это же был бунт! Грозно настроенный поначалу секретарь обкома по идеологии С.И.Сурниченко, видя, что дело принимает широкую огласку, что из Министерства культуры приехала вызванная комиссия, собрал совещание, на котором было принято компромиссное решение: будет снесена трапезная (там большие трещины по стенам), а церковь оставят, она станет частью планируемого мемориала в память о погибших в Великой Отечественной войне.
А через неделю рано утром подъехала строительная техника, и железной "бабой" были разрушены стены храма. Услышав об этом, снова прибежали защитники, но опоздали: оставались уже почти руины. А завершилась эта печальная история так: начальнику УНР, который проводил эти разрушительные работы, был объявлен строгий выговор с формулировкой насчёт самостоятельных действий без письменного разрешения. Вроде бы всё произошло по невежеству небольшого начальника, хотя "наверху" собирались делать иное! Этот документ я видела (была почта под грифом "с. секретно", которую разносил фельдъегерь в форме и с оружием, и под роспись знакомили с документами), но найти его сейчас в архиве не удалось.
На месте Казанской церкви 9 мая 1975 года был открыт мемориал в честь 30-летия Победы.
Но этот бунт, шум, поднятый вокруг истории с разрушением Казанской церкви, сыграли впоследствии, бесспорно, большую роль: планировавшегося сноса Троицкой старообрядческой церкви около Золотых ворот (её в городе называют Красной – по цвету кирпича) не произошло.
Завершалось строительство драматического театра, по мнению обкома, церковь "портила" площадь, закрывала фасад нарядного здания. Помню, как первый секретарь обкома М.А. Пономарёв во время какой-то экскурсии рассказывал высоким гостям, что накануне у него были военные с проектом организации взрыва, при котором весь корпус здания осядет, а осколки и камни не разлетятся вокруг. Я, как бы между прочим, сказала: "Ещё как разлетятся. И далеко". Пономарёв зло глянул, но ничего не сказал. На новый скандал власть пойти не решилась.
В 1971 году из Красной церкви был выведен склад универмага, и памятник передали музею-заповеднику. Почти три года шла реставрация, особенно трудно далось отопление. В первый год стены промёрзли, пришлось, по смелому решению директора реставрационной мастерской А.М. Рощина, втрое, по сравнению с проектом, увеличить количество батарей, и в следующую, кстати, суровую, зиму всё обошлось.
1 мая 1974 года состоялось торжественное открытие одного из самых популярных наших музеев – Музея хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки Мстёры.

Просмотры: