История мощей Андрея Боголюбского

Уважаемые читатели "Призыва"! Совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и лично с его генеральным директором Алисой Ивановной Аксеновой мы продолжаем публикацию избранных глав из книги "История. Судьба. Музей". (Продолжение. Начало...

Уважаемые читатели "Призыва"! Совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и лично с его генеральным директором Алисой Ивановной Аксеновой мы продолжаем публикацию избранных глав из книги "История. Судьба. Музей".
(Продолжение. Начало в №№ 78, 81, 84, 89, 90-91)

В детстве самое сильное впечатление на меня производил стеклянный саркофаг, стоявший на первом этаже исторического музея во Владимире. Там лежали мощи князя Андрея Боголюбского. Спустя много лет, в 1960 году, будучи назначенной директором музея, принимая дела, я вхожу в зал и: не вижу знакомой витрины…: Мощи, оказывается, в Москве!
Позже, разбирая бумаги в ящиках директорского стола, наткнулась на письмо на бланке Академии медицинских наук, датированное 1958 годом. Академик Серебрянников писал в обком партии о недопустимости глумления над останками выдающегося деятеля Древней Руси – только так можно назвать выставленные на показ останки князя. Вероятно, тогда обком партии и принял решение убрать мощи из музея и отвезти в Москву в ГИМ. Документов о передаче не было.
Позже ГИМ согласился вернуть нам останки Боголюбского. Без лишнего шума мы перевезли мощи назад во Владимир, в хранилище в Троицкой церкви. Однако уже скоро об этом стало известно начальству. Мне было сказано: никому о случившемся не говорить, на учет не ставить. (Только в октябре 1982 г. мощи были записаны в инвентарную книгу под № НВ 9058 и хранились в фонде археологии). Но, как оказалось, это было не первое возвращение мощей во Владимир.:
1174 год. В белокаменном княжеском дворце в Боголюбове творится злодеяние. Летописи повествуют, как душной июньской ночью заговорщики, "силою отломиша двери из сеней", набросились на Андрея. Двадцать вооруженных против одного безоружного. Могуч был князь, долго отбивался. Но злодеи повалили его, нанося ножевые удары. Думая, что убили, заговорщики бежали. Князь, истекая кровью, сполз по лестнице. Убийцы вернулись и "найдоша по крови :и прикончаша его:"
Петр Кучкович отсек Андрею руку, его брат Яким ударом копья проломил череп. Истерзанного князя убийцы бросили в огороде сзади дворца. Только на шестой день тело Андрея было положено в каменный гроб и привезено во Владимир. Погребли Боголюбского в златоглавом Успенском соборе. Там его останки покоились несколько веков.
В начале XVIII века Андрей Боголюбский был канонизирован, причислен к лику святых. В 1702 г. его нетленные мощи были положены "на вскрытии". В 1753 г. Боголюбского, вместе с другими святыми из Успенского собора, "переоблачили" (остатки древних одежд поместили в ризницу собора). Для мощей изготовили новые гробницы, вставляемые в нарядные раки. Мощи князя Андрея несколько раз перекладывали в новые раки и переносили из придела в центр собора и обратно.
Грянула революция. Большевики развернули атеистическую пропаганду. В храмах Владимира, Суздаля стали вскрывать гробницы святых. Не избежал этой участи и Андрей Боголюбский. Из "Известий Владгубисполкома" узнаем, что 13 и 15 февраля 1919 г. комиссия по осмотру Успенского кафедрального собора при участии врачей-экспертов, в присутствии понятых и настоятеля собора протоиерея М.Сперанского произвели осмотр раки с мощами князя Андрея. Под шелковыми покровами и княжескими нарядами оказались кости и большое количество ваты для придания содержимому контуров человеческой фигуры. Так останки Андрея Боголюбского первый раз подверглись медицинскому освидетельствованию. Фрагмент византийской ткани из гробницы Андрея Боголюбского был передан в музей.
Второе обследование было серьезнее. В декабре 1934 г. скелет Андрея Боголюбского "совершил путешествие" в Ленинград для рентгено-антропологического исследования с целью отождествления личности. Данные экспертизы полностью соответствовали летописным рассказам об Андрее Боголюбском. Для ученых принадлежность скелета именно этой исторической фигуре становилась бесспорной.
В 1935 г. Д.Г.Рохлин и В.С.Майкова-Строганова опубликовали результаты своей научной работы в статье "Рентгено-антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского". Антропологи дополнили и конкретизировали сообщения летописца "и рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли". Только один сравнительно легкий удар рубящим орудием по левой ключице был нанесен заговорщиком, стоявшим лицом к князю. Все остальные ранения были нанесены сбоку, сзади и уже по лежащему. После научных исследований скелет князя "вернулся" из Ленинграда во Владимир и стал экспонатом музея.
1941 год – новое путешествие в Москву (возможно, только черепа), в мастерскую известного антрополога-скульптора М.М.Герасимова, который по черепу сделал реконструкцию внешнего облика князя. (Скульптурный портрет князя Андрея, выполненный Герасимовым, сейчас находится в экспозиции в Боголюбове).
В 80-е годы мощами заинтересовались эксперты-криминалисты из Нижнего Новгорода. Известный владимирский криминалист М.Фурман неоднократно обращался ко мне с просьбой "выдать мощи на предмет исследования на современном научном уровне группой ученых". Отказывала ему под разными предлогами. Сколько можно! Передать мощи Успенскому собору настойчиво требовал архиепископ. Узнав об этом, секретарь обкома КПСС по идеологии Николай Иванович Шагов кричал мне по телефону: "Даю тебе две недели, чтоб мощей во Владимире не было!" Но в музей истории и религии в Ленинграде, ГИМ, институт антропологии их не взяли. К счастью, в 80-е годы во Владимире уполномоченным Совета по делам религий при СМ СССР был умный, образованный и просто порядочный человек А.В. Зиновьев. Прекрасно понимая мое отчаянное положение, в Совете по делам религий он настоял на возвращении мощей верующим.
Реставраторы музея срочно изготовили красивый ларец, и 3 марта 1987 года с ценной поклажей мы отправились в резиденцию архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона. При передаче мощей в руки Владыки я должна была сказать положенные по такому случаю официальные слова, но получилась неформальная, взволнованная речь – о великом предке, возвысившем Владимиро-Суздальское княжество, украсившем наш город дивными строениями, о том, что наконец-то мощи князя возвратятся после долгих мытарств на место первоначального упокоения…:
Был подписан акт о передаче мощей на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора. Поздним вечером в присутствии нескольких представителей мощи были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, как : 713 лет назад! Как было обещано Архиепископом Серапионом, "вспышек религиозного фанатизма, паломничества и других нежелательных явлений" отмечено не было.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике