“В России музыка подобна чуду”

Пианист Николай Луганский вновь покорил владимирскую публику и был покорен ею сам

Пианист Николай Луганский вновь покорил владимирскую публику и был покорен ею сам
Ему рукоплескали в Брюсселе и Лондоне, Париже и Милане, Мюнхене и Мадриде, Токио и Вене, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, но он снова и снова возвращается в наш город.

Краса и гордость русской фортепьянной школы, Николай Луганский убежден, эмоциональный градус восприятия музыки в России выше, чем за рубежом, а Владимир – особое место. Поводом для последнего приезда стало закрытие 10-го концертного сезона Владимирского губернаторского симфонического оркестра, а его итогом – феерическое исполнение всемирно известным пианистом произведения Брамса.
– Николай, вы сотрудничали с дирижерами крупнейших оркестров Франции, Германии, Японии, США и, тем не менее, уже который раз стремитесь выступить вместе с губернаторским симфоническим оркестром под управлением Артема Маркина. Чем вас привлекают наши музыканты?
– Сотрудничество с дирижером и оркестром – очень тонкая материя, и если есть человеческий и музыкальный дискомфорт, то больше одного-двух раз с такими людьми играть не будешь. А вместе с Артемом Маркиным мне выступать комфортно. В составе его оркестра в основном очень молодые музыканты, у них может и чуть меньше опыта, чем у более именитых коллег, но, с другой стороны, у них есть желание играть классику на пределе возможностей. Это лучше, чем выступать с "профессионалами", которые убеждены, что знают все, и уверены, что ничего нового им уже никто никогда не откроет. Кроме того, Артем проводит очень правильную политику: он прислушивается к мнению солиста. Каждый раз именно я предлагал, какие именно произведения мы будем играть, а в половине случаев еще и просил организовать концерт именно в то или иное время.
– Большую часть времени вы проводите за рубежом…
– Если точнее, то там я концертов играю значительно больше.
– Получается, Владимир попал в число избранных городов, где вы всегда готовы сыграть?
– Владимир – это замечательный, безумно красивый город. Потом, он не так далеко от Москвы – это удобно. Но, к сожалению, не могу сказать, что готов приехать и сыграть во Владимир в любой момент, даже несмотря на то, что в последнее время действительно все чаще и чаще возникает желание выступить именно здесь, вместе с оркестром Артема Маркина. Просто у меня не так много свободного времени, ведь в год я даю до 100 концертов.
– Артем, сколько репетиций было перед выступлением?
– Одна.
– Этого достаточно?
– Не всегда количество переходит в качество. А с музыкантами такого уровня, как Николай, если оркестр был подготовлен мною к встрече, совпадение просто моментальное. Это как в джазе, когда на джэмсейшене музыканты зачастую видят друг друга в первый раз, они вместе садятся и играют какой-нибудь вечно зеленый стандарт. Так вот у нас в классике тоже есть такие стандарты, например, фортепьянные концерты Брамса.
– А почему закрыть концертный сезон вы решили именно на пару с Николаем Луганским?
– Закрытие сезона – это всегда праздник, и на нем обязательно должна быть звезда. А Николай – один из моих любимых творческих партнеров и живое подтверждение тезиса о том, что русская пианистическая школа самая сильная…
– Николай, что за публика приходит на ваши выступления? Какая она, публика Луганского?
– Какая конкретно публика, вам, наверное, виднее, я же работаю не с публикой, а с музыкой. В культурном отношении, думаю, что эмоциональный градус восприятия музыки в России выше. Это выражается не в количестве аплодисментов, а в том, что для нас концерт – что-то экстраординарное, а для европейца – это естественное течение жизни, ну как на работу или в магазин сходить. К счастью, в России музыка до сих пор подобна чуду.
– На концерт классической музыки приходят, чтобы отдохнуть, или для того, чтобы получить удовольствие, нужна определенная тренировка?
– Существует вредный и очень нехороший миф о какой-то труднодоступности серьезной музыки и даже о ее скучности – мол, классику могут слушать только какие-то особые, подготовленные люди. Единственное, нужно понимать, что это не то времяпрепровождение, когда вы сидите с открытым ртом, а яства сами падают вам в него. Вы должны идти навстречу музыке, участвовать в концерте. Если вы слышите незнакомое произведение, просто представьте, что это вы здесь и сейчас сочиняете или исполняете его. Поверьте мне, в классической музыке больше разнообразия, чем в песнях, которые поют на "Евровидении".
– Многие критики в отзывах о ваших концертах говорят об "особой исполнительской манере". В чем она заключается?
– Не знаю… Никогда не думал об этом. У меня есть обязанности перед музыкой. Каждое произведение я должен играть по-другому, должен менять себя, потому что тот или иной автор и его музыка – это целая вселенная, и моя задача – постичь ее. Получается или нет? Об этом не мне судить. Просто, если сам слышишь дивную красоту, хочется, чтобы ее услышали и другие.

– Артем, чем, с вашей точки зрения, слушателям запомнится 10-й концертный сезон?
– Конечно, выступлением Николая Луганского (смеется). Вообще, этот сезон был насыщенным. Думаю, столичному слушателю он запомнился концертом губернаторского симфонического оркестра в Рахманиновском зале Московской консерватории. Владимирской публике – выступлением таких замечательных пианистов, как Николай Петров, Денис Мацуев, Борис Березовский, Александр Гиндин, скрипача Дмитрия Когана…
– Какая из программ, на ваш дирижерский взгляд, была сыграна максимально безупречно, а какая имела успех у зрителя. Совпали ли ваши предпочтения?
– Совпали. Любой самый сложный музыкальный текст, если он внятно произнесен, может быть донесен до любой публики. Например, когда мы играли для подростков "Просветленную ночь" Шонберга (концерт шел в рамках абонемента, которые мы организовали совместно с администрацией города для школьников), в зале была благоговейная тишина, хотя произведение далеко не детское. Оглушительный успех имело наше совместное выступление с американской пианисткой Элеонорой Львов, которая, кстати, приехала во Владимир по приглашению главы города Александра Рыбакова.
– Что будете играть в следующем сезоне, вы уже определились?
– Для начала мы примем участие в открытии праздника, посвященного 230-летию губернии. Начать следующий концертный сезон планируем с выступления в Большом зале Московской консерватории, на открытии фестиваля "Новые имена". А 16 ноября торжественно отметим 10-летие со дня создания нашего Владимирского губернаторского симфонического оркестра. В следующем сезоне хочется сыграть многое из Штрауса, Дебюсси, Равеля, Чайковского. Кроме того, почти наверняка к нам вновь приедут и Денис Мацуев, и Николай Петров, надеюсь, и Николай Луганский вновь выкроит для нас время в своем плотном графике.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике