Вознесение Господне чтимо от глубинок до столицы

Вознесение Господне совершилось в сороковой день после Воскресения, когда, по словам евангелистов, господь "вознесся на небо и воссел одесную Бога". Это событие - не телесное переселение господа в...

Вознесение Господне совершилось в сороковой день после Воскресения, когда, по словам евангелистов, господь "вознесся на небо и воссел одесную Бога". Это событие – не телесное переселение господа в какие-то сферы видимого неба. Это вознесение нашего человеческого естества в непосредственную близость к Богу-отцу.

Вознесение Христово – это также залог сошествия святого духа, которого господь обещал послать нам от отца. Святой дух мог сойти на людей только в силу того, что сын божий Иисус Христос освятил в себе наше человеческое естество. Не случайно так много разбросано по городам и весям России храмов во славу этого события – истинного апофеоза просветления и торжества духа. На Владимирщине десять храмов посвящены Вознесению Христову: в Муроме и Камешкове, в селах Суворотское и Лемешки Суздальского района, в селе Ново-Воскресенское Александровского района, в селе Федоровское Киржачского района, Смолино Ковровского района, Панфилово Муромского района, Вешки Гусь-Хрустального района и на погосте Вознесение Гороховецкого района. Все они действующие, но находятся на разных стадиях восстановления.
"Как называется церковь?" – спросила я коренную жительницу Лемешков, женщину лет шестидесяти. "Как называется? Не знаю, как называется. Церковь и есть церковь", – ответила она мне. И стоят безымянными для нас, маловерных, такие неповторимые, такие трогательные в своем сиротстве и запустении сельские церквушки, посвященные празднику духовного торжества.:
В юго-западной части Владимира за чертою валов на высоком живописном холме возведена Вознесенская церковь. В глубокой древности в конце XII века на месте нынешней приходской Вознесенской церкви существовал монастырь того же имени. В 1187 году в этом монастыре останавливался черниговский епископ Порфирий, приезжавший к владимирскому князю с целью устранения вражды его с рязанским князем Глебом и тем самым упрочения единства Руси. "Приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, а бы умирити его с рязанцы с Глебовичи: и стоя в монастыри у Взнесенья на самый праздник Вознесения Господня",- упоминается монастырь тот в летописи 1187 года. И в летописи 1218 года рассказывается: "Приде епископ Полотьский из Царя-Града к великому князю Константину Володимерь: и принесе ему етеру часть от страстий от Господень, мощи св. Логина сотника, святеи его руце обе и мощи св. Марья Магдалыни. Христолюбивый же князь Константин с радостию великою сотвори праздньство светло о приходе их, и постави и у Взнесенья в монастыри пред Золотыми вороты".
Кроме этих кратких упоминаний в Лаврентьевской летописи нет никаких исторических данных ни о состоянии монастыря в то время, ни о его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия он был разорен прежде других владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений. Только в XVII столетии в списке владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. Церковь называется ружною, то есть бесприходною. Это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь.
Шли годы. Деревянный Владимир старел и рушился. Наконец, в 1719 году огонь уничтожил почти всю центральную часть древней застройки. И наступивший век наложил свои особенности: на месте сгоревших деревянных церквей вырастали новые и непременно каменные. Церковь во имя Вознесения Христова положила начало каменным постройкам XVIII века. В 1724 году она своим выразительным архитектурным объемом первою украсила южную панораму старой части Владимира. В 1813 году к основному объему церкви были пристроены с севера придельный храм Покрова Богородицы, а с запада – стройная трехъярусная колокольня в честь победы над французами в Отечественной войне. В 1863 году с южной стороны появился Благовещенский придел. И ныне, в зелени садов, стройный силуэт Вознесенского храма с легкими куполочками невольно притягивает наши взгляды:
Человек, первый раз в Москве попавший к Никитским воротам, задается правомерным вопросом: где они, Никитские ворота? Нет Никитских ворот как таковых. И Никитский женский монастырь, основанный в середине XVI века, в 1930 году разобран. Москва разрастается и меняется стремительно. Но храм Большое Вознесение у Никитских ворот, одно из прекраснейших архитектурных творений прошлого, несмотря на окружающую его новую застройку, по-прежнему доминирует в облике старой московской площади. Храм, стоящий на перекрестье оживленных московских улиц, незримыми узами связывал судьбы выдающихся людей – священнослужителей, государственных деятелей, творцов отечественной культуры. М.С. Щепкин, Ф.И. Шаляпин, М.Н. Ермолова: Они призывали людей к вековечным идеалам Божественной правды, добра, красоты. Но в памяти русского народа храм Большое Вознесение в первую очередь связан с именем Пушкина.
:Зимний день 1831 года. Среди предстоящих – первый поэт России и первая красавица Москвы. Венчание происходит в трапезной церкви Вознесения Христова. День рождения поэта был, как известно, в самый праздник Вознесения. "Обстоятельство это он не приписывает одной случайности, – пишет П. Анненков, первый биограф Пушкина, – Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днем Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и сообщил ему твердое свое намерение выстроить со временем в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: "Ты понимаешь, что все это произошло не даром, и не может быть делом одного случая":
Храм был свидетелем и трагических событий 1917 года. Ожесточенные бои между отрядами большевиков и юнкеров проходили на Никитском бульваре. "На 13 (ст. ст.) ноября, – вспоминает митрополит Евлогий, – было назначено погребение жертв октябрьских дней. Большевики хоронили своих без отпевания, в красных гробах на Красной площади. А родители павших защитников Временного правительства обратились к Собору с просьбой об отпевании и погребении их сыновей. Патриарх сказал, что в храме Вознесения будут отпевать юнкеров.: Весь храм был заставлен гробами, только в середине – проход. А в гробах покоятся, словно срезанные цветы, только что расцветшие жизни: юнкера, студенты: Вокруг – матери, сестры, невесты.: Невиданная трагическая картина:"
Рушилось Российское государство. Но именно в дни Октябрьского восстания, после почти 200-летнего перерыва, было восстановлено патриаршество на Руси. 5 (ст. ст.) ноября 1917 года поместный Собор Русской православной церкви в Москве призвал митрополита Тихона (Белавина) на патриаршество Москвы и России. 5 апреля 1925 года Тихон отслужил последнюю свою литургию в храме Большое Вознесение. В праздник Благовещения патриарх Тихон скончался.
От глубинок до столицы закрывались и предавались поруганию православные святыни. Та же участь постигла и храм Вознесения Господня у Никитских ворот. С 1931 года почти полвека безжизненной громадой возвышался храм над площадью. Но 23 сентября 1990 года – в День города – от стен Кремля по Москве двинулся многотысячный крестный ход, возглавляемый святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием. Как знак связи церкви и русской культуры прошел крестный ход, соединивший древний кремлевский Успенский собор и храм Большое Вознесение.
"Надежда на возрождение Москвы и страны нашей – это, по словам апостола Павла, "сверх надежды надежда". Прийти к своему воплощению эта надежда может лишь через духовное обновление нашей жизни. Каждый, сам в своем сердце, должен принять решение и со своего же сердца начать путь воссоздания и обновления. Возрождает храмы не внешняя реставрация их, а молитва, в них совершаемая:" – сказал патриарх Московский и всея Руси Алексий у храма Большое Вознесение в тот знаменательный день.

Елена Холоднова
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике