Родной город. Улица Танеева

Улица Танеева начинается от Ново-Ямского переулка, пересекает улицу Глинки и буквально упирается в улицу Чайковского. Между прочим, эти, казалось бы, совершенно разные улицы объединяет то, что названы они...

Улица Танеева начинается от Ново-Ямского переулка, пересекает улицу Глинки и буквально упирается в улицу Чайковского. Между прочим, эти, казалось бы, совершенно разные улицы объединяет то, что названы они в честь великих русских композиторов. Безусловно, имена Петра Ильича Чайковского и Михаила Ивановича Глинки стоят рангом выше, и знают их во всем мире, но и Сергей Иванович Танеев талантливый композитор, много сделал для русской музыки. Тем более Танеев – наш земляк, родился и вырос во Владимире.
Этот тихий и уютный закуток знаком многим владимирцам. Ведь именно через улицу Танеева так удобно сократить свой путь, двигаясь от Чайковского до проспекта Ленина, или наоборот. А ведь от улицы Танеева до концертного зала, названного в честь русского композитора Сергея Ивановича Танеева, – рукой подать. Улицу от концертного зала отделяет десятка три панельных пятиэтажек.
Район этот один из старейших на северо-западе Владимира. Это район частных домов, каким-то чудом уцелевших в разгар строительства начала 60-х, когда по указу Никиты Сергеевича Хрущева строители в сумасшедшем темпе принялись возводить дешевое жилье, в виде панельных пятиэтажных домов, в народе так и прозванных – "хрущевками". Тем не менее, до улицы Танеева строительство так и не докатилось. Так что уцелел один из красивейших и оригинальных уголков Владимира. Всего двадцать пять частных домов старой постройки конца сороковых начала пятидесятых годов. В наши дни у некоторых домов сменились хозяева, и на месте старых зданий возникли солидные особняки с высокими сплошными заборами.
Улица Танеева причудливо изгибается. Создается ощущение, что в самом начале строительства люди ставили свои дома как попало, практически вразброс. Хотя есть мнение, что вначале здесь существовала дорога. Она соединяла Ямскую слободу с одним из центральных торговых трактов. Асфальтовая дорога появилась тут только в конце пятидесятых, да и та была не без изъянов.
Так, что естественно, дома стали располагаться вдоль запетленной дороги. Сохранилась она и до наших дней. Возможно, потому, что по обе стороны улицы Танеева расположены частные дома, она вовсе не выглядит городской. Атмосфера здесь необычная даже для Владимира. Даже грохот широкой центральной дороги сюда практически не доходит, хотя проспект находится совсем близко. Как будто само имя композитора оказывает на этот уголок мистическое влияние.

Текст и фото: Борис Брагин.
г.Владимир.

Историческая справка
Танеев Сергей Иванович. Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Музыкой начал заниматься еще в детстве. В возрасте десяти лет поступил в Московскую консерваторию. Окончил ее в 1875 году с золотой медалью. Особое влияние и на воспитание Танеева и на его мировоззрение оказали занятия в музыкальном классе под руководством Петра Ильича Чайковского. Именно здесь он познавал основы инструментовки и композиции. Сергей Иванович занимался концертной деятельностью. Он первый исполнитель фортепьянных произведений П.И. Чайковского. Танеев выступал с концертами в России, Чехии, Германии.
С 1878 года Сергей Иванович преподаватель в Московской консерватории. Через три года он становится профессором, а в 1885 году директором консерватории. Среди его учеников С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин.
Сергей Иванович всегда был человеком передовых взглядов. Когда в консерватории случились беспорядки, именно он поддержал бастовавших учащихся и встал на защиту их прав. В результате Танеев был выведен из состава профессоров консерватории, но при этом всегда оставался в эпицентре музыкальной жизни всей страны и прежде всего столицы. Танеев был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 года "Музыкально-теоретическая библиотека"), многих концертных организаций и коллективов.
Сотрудничал с Московской музыкально-этнографической комиссией. В 80-х гг. осуществил записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора. Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Танеева, посвященные проблемам полифонии.
Композиторское наследие Танеева разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях Сергей Иванович стремился к нравственно-философской проблематике. В его творчестве органично сочетаются традиции классики – западноевропейской и русской (прежде всего воздействие П.И. Чайковского), и новые явления, характерные для музыки начала 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Танеева, не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике