Родной город. Улица Балакирева

Улица Балакирева задумывалась как естественное продолжение проспекта Строителей. Она органически вписывается в современный ландшафт города и тянется от улицы Сурикова до проспекта Строителей, точнее - до его пересечения...

Улица Балакирева задумывалась как естественное продолжение проспекта Строителей. Она органически вписывается в современный ландшафт города и тянется от улицы Сурикова до проспекта Строителей, точнее – до его пересечения с улицами Красноармейской и Чайковского.

Это настоящая большая магистраль современного города с девятиэтажными домами, учебными и муниципальными заведениями. Активно застраиваться улица Балакирева начала в самом начале 70-х годов. Хотя первые дома появились еще в конце 60-х.
На улице расположено 50 зданий. В доме №31а находится детсад №15, в доме №53а – детсад №72. В здании под номером 32 находится профессиональный колледж №40, в доме №41 – средняя общеобразовательная школа №2, в доме №21 – школа №11 с углубленным изучением художественно эстетического цикла. А в здании №45 – институт гуманитарных и технических исследований. На этой улице находится и Ленинский РОВД.
Кроме этого, сегодня на Балакирева располагаются большие, современные супермаркеты и магазины, компьютерные салоны и автомастерские.

О названии улицы можно говорить долго. Однако и жители, и гости Владимира могут без труда понять, в честь кого она названа: на доме №43 красуется знаменитое художественное панно, на котором запечатлен выдающийся композитор.
Мы можем гордиться тем, что Милий Алексеевич Балакирев отчасти наш земляк. Почему отчасти? Родился будущий руководитель "Могучей кучки" в Нижнем Новгороде, но в юности часто бывал во Владимире, у своих родственников. Кто знает, может быть, облик древнего города и пробудил в юноше желание творить русскую музыку, пропитанную ярко выраженным национальным духом.
Отец музыканта, чиновник дворянского происхождения был недоволен устремлениями юноши. Но, несмотря на запрет, Балакирев берет уроки у пианиста Дюбюка и дирижера Эйзриха. Музыкальному развитию способствует сближение с писателем и музыкальным критиком Улыбышевым.
Уже в 1856 году в возрасте 20 лет, Балакирев дебютирует в Петербурге как пианист и дирижер. А в начале 60-х годов XIX века он организует музыкальный кружок "Новая русская музыкальная школа", так называемый "Балакиревский кружок", она же "Могучая кучка".
Наперекор устоявшимся правилам и нормам тогдашнего общества, Балакирев и его сподвижники начинают широкую общественную деятельность. Всю жизнь он старался "нести искусство в массы, а не делать его достоянием узкого круга людей", как сказал однажды сам композитор. В его музыкальный кружок входили блистательные имена: А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Идейным вдохновителем "Могучей кучки" был художественный критик В.В.Стасов. Члены кружка, как и его организатор, новые формы для воплощения тем и образов брали из отечественной истории и современности, они стремились приблизить музыку к насущным вопросам жизни.
В 1862 году в Петербурге Балакирев вместе с дирижером Г.Я. Ломакиным организует бесплатную музыкальную школу – центр пропаганды русской музыки.
Вместе с тем, Балакирев не забывает творить и сам. Сочинения "Увертюра на три русские темы", вторая увертюра на три русские темы "1000 лет", чешская увертюра поражают богатством красок и новых образов.
В 1866 году опубликован первый сборник "40 русских народных песен для голоса с фортепьяно". Однако центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его произведений.
Балакирев преимущественно работал в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы – "Тамара", созданная по одноименному произведению Михаила Юрьевича Лермонтова. С именем Балакирева также связано рождение жанра русской эпической симфонии. Он один из создателей оригинального русского фортепьянного стиля. Лучшее из фортепьянных произведений – восточная фантазия "Исламей", написанная в 1869 году.
Вот по такой удивительной улице мы с вами можем прогуливаться каждый день, любоваться прекрасной мозаикой и гордиться тем, что в нашем городе неоднократно бывали и Балакирев, и его великий друг – Бородин, создатель прославленной оперы "Князь Игорь".

Текст: Борис Брагин.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике