Святые места. Храм во имя Серафима Саровского

"Призыв" продолжает новую рубрику "Святые места". В ней мы рассказываем о церквах и храмах нашей области. Редакция обращается к краеведам, любителям истории и просто к рядовым читателям -...

"Призыв" продолжает новую рубрику "Святые места". В ней мы рассказываем о церквах и храмах нашей области. Редакция обращается к краеведам, любителям истории и просто к рядовым читателям – давайте делать эту рубрику вместе. Присылайте материалы о своих местных святынях, и они будут опубликованы. Фотографии приветствуются.

Среди сёл Владимирской епархии множество таких, чья история исчисляется тремя, пятью веками, а то и более. Но встречаются и совсем "молодые", где храмы впервые были построены и в XIX столетии, и даже в XX. Об одном из таких сёл мы хотим рассказать сегодня.

С незапамятных времён в приходе села Голышево Судогодского уезда находилась деревня Лаптиха. До приходского Покровского храма жителям той деревни приходилось топать 8 вёрст – расстояние немалое. И решили лаптихинцы построить в своей деревеньке церковь.
Отправленное в губернский центр прошение не сразу было рассмотрено. Но, спустя некоторое время, ходатайство жителей Лаптихи было удовлетворено епископом Владимирским и Суздальским Никоном. Главой епархии было учтено и дальнее расстояние от Лаптихи до Голышево, и распутье, возникавшее каждую весну при разливе речушки Важель.

Возводили новую церковь всем миром. При участии крестьянина Лаптихи Евстигнея Захаровича Алексеева, которого выбрали церковным старостой, и священника села Голышево Ивана Богословского был организован сбор пожертвований. Однако несмотря на то, что храм строился деревянный, денег, которые жертвовали лаптихинцы, катастрофически не хватало. В сём благом деле помог зажиточный крестьянин Ильинского погоста Павел Иванович Седов. В основном на его средства и была построена церковь.
И вот строительство храма завершилось, деревня Лаптиха стала селом. 30 ноября 1908 года церковь освятили благочинный III округа Судогодского уезда П.Г.Лебедев в сослужении ещё пяти священников.
Это был первый храм во Владимирской губернии с престолом во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца. Ожидалось, что освящать церковь будет архиепископ Никон, чьей рукой была подписана храмозданная грамота. Но к тому времени он занял пост экзарха всея Грузии, митрополита Карталинского и Кахетинского. 9 июня 1908 года его застрелили грузинские националисты прямо на лестнице епархиального управления.
Новоявленные селяне поднесли строителю храма, Павлу Седову, приветственный адрес и икону преподобного Серафима Саровского. Первым священником Серафимовской церкви стал 39-летний Николай Прокопьевич Владыкин. Он прослужил при храме до самой своей смерти, 20 июля 1916 года.

Следует заметить, что и строительство церкви, и освящение её престола напрямую связано с: царской фамилией Романовых. Именно мощам преподобного старца Серафима в Саровском монастыре Нижегородской губернии горячо молились отправившиеся туда на богомолье летом 1903 года Николай II и его супруга императрица Александра Фёдоровна. Августейшая чета просила о даровании им сына. 30 июня 1904 года у них родился цесаревич Алексей Николаевич, и это было расценено как чудо, происшедшее от мощей святого. Государь от радости рождения сына-наследника издал манифест, которым окончательно отменил телесные наказания, прощал недоимки и смягчил наказания преступникам. А верноподданные российского императора из деревни Лаптиха в порыве патриотических чувств и выстроили ту самую церковь в честь Серафима Саровского.
Более того, вскоре после её освящения прихожане подали прошение Николаю II о переименовании села из Лаптихи в Алексеевское. Царь просьбу удовлетворил, и в 1909 году село было названо "в честь Государя Наследника Цесаревича и великого князя Алексея Николаевича". К слову, Серафимовская церковь удостоилась внимания и другого члена царской семьи. Сестра российской императрицы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ко дню освящения пожертвовала храму священническое облачение.

Павел Седов не оставил забот о селе и после завершения строительства. Его стараниями при храме построили здание церковно-приходской школы, которая была освящена в июне 1910 года. Тогда же его избрали попечителем школы. При школе устроили учительскую квартиру, в неё въехал первый педагог Михалевский. Закон Божий преподавал священник Серафимовской церкви.
В 1931 году в Алексеевском образовался колхоз "Коммунар". Общину при сельском храме начали притеснять, а, говоря прямо, это была обыкновенная травля прихожан. Ковровским исполнительным комитетом (к тому времени Алексеевское вошло в состав Ковровского района Ивановской области) церковь временно закрыли на ремонт. Его обязали провести за счёт общины. А когда ремонт церкви завершился, общину обязали отремонтировать храм ещё раз. Некоторых недовольных прихожан арестовали, и, как показывают документы, семь человек осудили за контрреволюционную деятельность и выслали в концлагерь. Но на действия Ковровского исполкома его председателю Пешникову пришло письмо от секретаря облисполкома Дементьева. Удивительно, но чиновники на областном уровне встали на защиту храма: "Предлагаю не чинить религиозной общине препятствий к пользованию ею молитвенным зданием и зарегистрировать ей служителя культа:".
Но церковь закрыли. "Население ставит вопрос о закрытии церкви и передаче её под школу", – объяснялся с областным центром Пешников. Решение о закрытии было принято 27 июля 1937 года всё тем же облисполкомом, который всего полгода назад запрещал закрывать храм.
Алексеевцы обращались в культовую комиссию, районную прокуратуру и даже во ВЦИК. Но тщетно.: Президиум ВЦИКа и поставил точку в деле закрытия Серафимовской церкви 25 декабря 1937 года.
Только грустную улыбку вызывает фарс с названием "торжество справедливости", разыгранный всё в том же декабрьском постановлении 1937 года: "Принять к сведению сообщение прокуратуры о привлечении к уголовной ответственности лиц, изъявших церковь из пользования верующих до решения дела в установленном законом порядке". Ой, не любили товарищи проявление инициативы даже в таком угодном государству деле, как закрытие церкви.

Последним священником в Алексеевском стал протоиерей Иван Алексеевич Петров. В 1930 году его сослали на строительство Новосибирска. Там батюшка заболел и в 1933 году был освобождён по инвалидности. Так он вернулся во Владимирскую епархию и занял место настоятеля Серафимовской церкви в Алексеевском. После закрытия храма отец Иоанн (Иван Петров) продолжил служение в других храмах епархии. Он закончил свой жизненный путь в более чем столетнем возрасте, пережив и Великую Отечественную войну, и волны репрессий, и смерть "отца народов".
Как и требовало "население", здание церкви обратили в школу. Алексеевское, пробыв селом всего 29 лет, снова стало деревней, не поменяв, впрочем, своего названия. Школа, в которой обучаются ребятишки из соседних деревень, в селе существует и поныне и ничем не напоминает некогда бывший храм. А в лексиконе местных жителей нет-нет, да и промелькнёт: "Лаптиха".

Текст и фото: Владимир УШАКОВ.
Ковровский р-н.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике