Святые места. Введенский женский монастырь

Абсолютное большинство вязниковцев на вопрос о том, знают ли они, где в дореволюционных Вязниках находился монастырь, укажут на Благовещенский храм на западе старого города. И будут правы. Однако...

Абсолютное большинство вязниковцев на вопрос о том, знают ли они, где в дореволюционных Вязниках находился монастырь, укажут на Благовещенский храм на западе старого города.
И будут правы. Однако ещё одна обитель находилась почти в самом центре нынешних Вязников. Это Введенский женский монастырь.

Основание монастыря приписывается вдове бывшего вотчинника Вязниковской слободы и села Минино Фёдора Ивановича Мстиславского Доминике Михайловне и его сестре Ирине Ивановне.
Получив в монашестве имена Ирина и Александра, новоявленные сестры основали Введенский женский монастырь на уступе Мининой горы. Впервые как новый, он упоминается в 1629 году (Ф.Мстиславский скончался в 1622 году). Тогда в нём было более 40 монахинь. Скорее всего, обитель стала домашним монастырём рода Мстиславских до самой смерти стариц Ирины (в 1630 году) и Александры (в 1639 году), а затем стал содержаться за счёт казны и мирского подаяния.
Сохранилось довольно подробное описание монастыря середины XVII столетия. Из него видно, что в обители было два деревянных храма. Двухэтажная соборная монастырская церковь с шатровым верхом "об одной главе", построенная в 1648 году, имела главный престол в честь введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом на первом этаже во имя святого пророка Илии. При храме стояла "осьмиугольная" колокольня с пятью колоколами.
Вторая тёплая церковь была освящена во имя святого Иоанна Предтечи. Весь монастырь окружала деревянная ограда, причём "на ней башен, и пушек, и воинского снаряду нет" (многие крупные обители тогда рассматривались как оборонительные сооружения). Кресты храмов были опаяны белым железом, а главы на храмах, колокольне и Святых воротах обиты деревянной чешуёй. В 63-х кельях проживали игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов и 8 девиц вкладчиц.
В разное время настоятельницами Введенского монастыря были Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1663 г., Феодосия в 1681 г., Екатерина в 1702-1715 гг., Евфимия в 1727 г., Сусанна в 1739-1741 гг. и Неонила в 1764 г.
Введенский монастырь был своеобразным центром вязниковского раскола, а его игуменья Марфа поддерживала связь с московскими "коллегами" и их главой Стефаном Внифантьевым, протопопом кремлёвского Благовещенского собора и духовником государя Алексея Михайловича.
На почве религиозных конфликтов разыгрывались нешуточные страсти. В поданной в апреле 1665 года челобитной митрополиту Сарскому и Подонскому Павлу священник Введенского монастыря Василий Фёдоров указал:
– Он, поп Василий, служит по новым служебникам, и на его неделях никто не причащается из стариц, а товарищ его поп Лев Матвеев служит по старым служебникам и старицы на его неделях и причащаются.
Возвращаясь из Москвы, Василий Фёдоров был убит. Преступников так и не нашли.

В 1681 году в монастыре началось возведение каменной церкви. По указу государя Фёдора Алексеевича из вязниковских таможенных и кабацких сборов на постройку церкви было выделено 70 рублей 12 алтын. В 1703 году состоялось освящение нового храма. В холодной церкви было два престола: в честь Введения Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии, придельный престол освятили в честь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи. Деревянные церкви были сломаны.
С течением времени Введенский монастырь оскудевал, лишившись покровительства Милославских со смертью представительниц этого рода. Мирского подаяния не хватало на содержание, и игуменьи постепенно распродавали монастырские земли.
К 1764 году служба в храме велась лишь в Предтеченском приделе, а в начальствующей соборной церкви и в приделе Святого Пророка Илии священнослужения от давних времён за крайней обветшалостью не совершаются: и означенная соборная церковь как креста, так и главы и кровли не имеет, кроме единого при вершине своей каменного свода. Службы в храме совершал священник Афанасий Иванов. Внутри разрушающейся ограды (в плачевном состоянии были и Святые ворота) среди монастырских огородов стояло 30 деревянных монашеских келий, в которых проживали 15 монахинь, игуменья жила в отдельной келье. Из казны на содержание монастыря выделялось всего 34 рубля 53 копейки в год!
В таком состоянии обитель встретила церковную реформу Екатерины II в 1764 году. Как ветхий, с небольшим количеством монашествующих, монастырь был упразднён. В марте того же года было получено благословение архиепископа Владимирского и Яропольского Павла на реконструкцию каменного Введенского храма. В 1765 году церковь была отремонтирована, частично перестроена и обращена в приходскую при Вязниковской слободе.
В 1831 году по просьбе и на средства прихожан в трапезе был устроен ещё один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, а к 1885 году при храме с западной стороны была возведена новая каменная колокольня.
Из старых монастырских церквей в каменном Введенском храме хранилось множество образов, особой древностью отличались две иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы и запрестольный крест в тёплом храме.
Церковные напрестольные Евангелия были печатаны в 1627 и 1636 гг. Сохранились пролог, октоих и цветная триодь, приложенные царём Фёдором Алексеевичем "в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии". Каждая из этих книг имела памятную надпись, начертанную монаршей рукой. Старинные книги печати 1689-1795 годов хранились и в церковной библиотеке.

К концу XIX столетия причт церкви в честь Введения
Пресвятой Богородицы составляли священник, диакон и псаломщик. На содержание причта по большей части от требоисправлений выходило до 1400 рублей в год. Храму принадлежали 2 дома, в которых жили священник и диакон с семьями. Прихожанами церкви были жители Вязников – до 1010 человек мужского и женского пола.
Последнюю реконструкцию церковь перенесла в начале XX века. В 1903 году она почти вся была разобрана и выстроена заново на прежнем фундаменте. Описание рассказывает, что церковь имела вид корабля с южным и западным входами, трёхъярусной колокольней с восемью колоколами. Деревянный 8-гранный купол был покрыт листовым железом. На главе, крытой белым железом, возвышался медный резной вызолоченный крест. Такой же крест, но из железа, венчал белую маковку колокольни.

В годы Советской власти Введенский храм был закрыт. Колокольню и завершение холодной церкви большевики сломали, превратив здание в одноэтажный корпус. Однако храм постигла не самая печальная участь разорённых русских церквей – долго в Введенской церкви была спортивная школа.
С течением времени новыми владельцами здание было доведено до аварийного состояния, и спортшколу перевели в другое помещение. Городскими властями исчерпавшее свой ресурс строение было передано Русской Православной Церкви.
В мае 2007 года ко вновь возрождённому храму был определён отец Антоний (Додунов). На его плечи легли заботы о ремонте и восстановлении Введенской церкви. Попутно он восстанавливает Троицкую церковь Серапионовской пустыни, настоятелем которой является.
В будущем при храме Церковь планирует учредить мужскую общину.

Текст и фото: Владимир УШАКОВ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике