18+
Погода: +1,8°C
Курсы валют: $00 00

Трудовые будни вокалистов

05.02.2008

Как воспитывают настоящих “звезд” эстрады?
Среди воспитанников педагога по вокалу, “Мастера города” Татьяны Савостьяновой – обладатель редкого голоса (теноральтино), студент московской консерватории Василий Хорошев. Студентка питерской консерватории Александра Максимова. Выпускница вокального отделения эстрадно-джазового училища, а ныне студентка Академии музыки им. Гнесиных и одна из ведущих солисток джазового оркестра под управлением Анатолия Кролла Юлиана Рогачева. Солистка оркестра под управлением Антонова и лауреат многих академических конкурсов Татьяна Прокушкина.

Преподаватель вокала должен знать физиологию
Татьяна Савостьянова 15 лет преподает в музыкальной школе №2, где дети обучаются эстрадному вокалу, и в ВГПУ на музыкальном факультете, где студенты учатся академическому вокалу. За это время ее ученики не раз становились лауреатами и победителями международных и всероссийских конкурсов.
– Точную цифру побед назвать не могу, но раз 300 мы выигрывали, – говорит Татьяна Владимировна. – За последние пять лет ученики побеждали в международных конкурсах, проходивших в Италии, Франции, Турции, на Мальте. Мы единственные из России, кто в позапрошлом году победил на фестивале “Славянский базар”.
До недавнего времени считалось, что с ребенком не надо слишком рано начинать заниматься пением, иначе можно травмировать его голосовые связки. Однако теперь специалисты утверждают, что с маленькими детьми тоже можно заниматься вокалом, но делать это нужно очень аккуратно.
– Если у малыша от природы высокий голос, то можно, пока ему не сложно, “вести” его вверх. Если голос низкий, то можно “вести” вниз. Опять-таки если ребенку это не тяжело. Ни в коем случае нельзя перенапрягать связки, это ведь такой тонкий инструмент. Развитие должно идти естественно, иначе голос может пропасть совсем. И ребенок не только петь – говорить не сможет, если связки сорвутся, или кровоизлияние в них будет, или узлы образуются. Это же все физиология. Важно, чтобы преподаватель знал эту физиологию и занимался с ребенком грамотно, – говорит Татьяна Савостьянова. – Когда вы приводите к педагогу своего ребенка, обязательно поинтересуйтесь, что человек заканчивал и сколько лет он преподает. Ведь если он сам хорошо умеет петь, это не значит, что он сможет так же хорошо научить петь другого человека.

Участие в конкурсах вдохновляет ребят на более серьезную работу
Ученики Татьяны Владимировны выезжают на конкурсы раз – два в месяц, начиная с 6-7 лет. Это один из методов обучения. По признанию педагога, ребята, которые участвовали в конкурсах (даже если при этом не стали победителями), уже совершенно по-другому занимаются в классе. Они становятся более ответственными, более азартными и более целеустремленными. Они быстрее развиваются в профессиональном отношении. Нагрузки у детей большие, но это уже обратная сторона медали.
– У нас есть ансамбль, собранный из солистов, который называется “Ветер перемен”. Это выездной коллектив, лауреат многих конкурсов. Мы коллективно занимается по полтора часа 4 раза в неделю и еще есть индивидуальные занятия. Два часа в неделю – обязательных. Плюс бывают и дополнительные – еще два часа. Кроме того, у ребят еще есть хореография, сольфеджио, музлитература и общее фортепиано, – говорит Татьяна Савостьянова. – Иногда я честно говорю родителям, что если вы не хотите, чтобы ваш ребенок в дальнейшем профессионально занимался вокалом, возможно, стоит отдать его не в наш эстрадно-джазовый класс, а на общий хор. Петь он там научится, а нагрузка – значительно меньше.

Заниматься вокалом – дорогое удовольствие
Учеба на эстрадном отделении – дорогое удовольствие. То есть за саму учебу платить приходится не много: как и остальные ученики музыкальной школы, ребята платят 300 рублей в месяц. Однако помимо этой суммы есть и дополнительные расходы: фонограммы, костюмы, поездки на конкурс. Например, согласно школьному плану, в течение семестра ребенок должен “сдать” минимум два произведения. И еще два – в другой. Но лучше, чтобы песен было по четыре в каждом семестре. Фонограмма каждой песни, по самым скромным подсчетам, обходится в полторы тысячи рублей. И это только “обязательная программа”. А выступления на конкурсе обходятся родителям и вовсе в кругленькую сумму. Судите сами: на конкурс обычно везут две песни (две фонограммы – минимум 3000 рублей), к каждой песне нужен костюм. По словам Татьяны Савостьяновой, каждый костюм стоит около 3000 рублей (два костюма под две песни – это уже 6000 рублей). Плюс необходимо заплатить за участие в самом конкурсе: от 2000 рублей и больше, в зависимости от престижности конкурса и от того, где он проводится. Ну и, конечно, расходы на дорогу, питание и проживание.
– Общая сумма, конечно, выходит очень приличная, – констатирует Татьяна Владимировна. – И если учесть, что на конкурсы мы ездим регулярно, и я не люблю возить один и тот же репертуар, хоть одну песню, да меняю, а то и обе, чтобы рост был, то по деньгам получается накладно. Но, несмотря на это, не могу сказать, что в нашем классе учатся только дети богатых родителей. Большей частью – это ребята из семей со средним достатком. Родители как-то выкраивают деньги на обучение ребенка. В последнее время нам очень хорошо в организационных и материальных вопросах помогает управление культуры и его директор Татьяна Владимировна Шаркова. За что ей огромное спасибо.
За последние пять лет воспитанники Татьяны Савостьяновой стали победителями международных конкурсов в России, во Франции, в Турции, на Мальте, в позапрошлом году ученица Татьяны Владимировны стала лауреатом конкурса “Славянский базар”. Татьяна Савостьянова говорит, что за границу ребят приглашают очень часто, но только единицы выезжают за рубеж. Это слишком дорого.
– Конечно, хочется показать себя и за границей, это более престижно. Но тем не менее, побеждать на международных конкурсах, которые проходят в России, тоже очень приятно, – говорит Татьяна Владимировна.

На конкурсах конкурентов пытаются деморализовать
Борьба на конкурсах нешуточная. Конкуренты стараются выбить соперников из калии, как до начала конкурса, так и во время него: режут и прячут костюмы, воруют фонограммы, давят психологически.
– Мы поехали на конкурс с Сашей Максимовой. Ей тогда было 11 лет, и она только начала заниматься академическим вокалом. На конкурсе оказалась 9-летняя девочка, которая приехала издалека, и у которой был точно такой же репертуар, как у Саши. А у этой девочки была очень деловая мама. Она улучила момент, пока Саша останется одна, подошла к ней и сказала: “Ты некрасивая, и платье у тебя некрасивое, и поешь ты все равно хуже, чем моя”. Саша расплакалась и так распереживалась, что, выйдя на сцену, даже не смогла вовремя вступить. Правда, потом собралась и в итоге все равно заняла первое место, – рассказывает Татьяна Савостьянова. – Бывает, что у эстрадников выключают микрофоны. Так случилось с Лерой Терещенко, когда мы были с ней в Феодосии. Девочка очень талантливая, она везде берет первые места и гран-при. Когда в Феодосии она спела первую песню – “Богемскую рапсодию” – она ее очень хорошо и характерно поет, на второй песне ей просто выключили микрофон. Хорошо, что Лера уже опытная вокалистка – не растерялась, взяла другой микрофон и допела. И снова заняла первое место.

Диета для вокалистов
Вокалисты должны строго следить за диетой, особенно перед выступлениями. Не для того, чтобы сохранить фигуру, а чтобы не потерять голос. В день концерта певцам нельзя молоко и молочные продукты, потому что они закладывают резонаторы. Нельзя шоколад с орехами, хлебцы, чтобы не раздражать слизистую, нельзя пить чай.
– За полтора часа до выхода на сцену вообще есть не рекомендуется, но поесть надо, потому что иначе дыхание будет “ползти”, – объясняет Татьяна Савостьянова. – Мы в день конкурса ребят, конечно, муштруем в этом отношении. Как-то раз недоглядели, они у нас наелись непонятно чего, и прямо на сцене их начало тошнить. Поэтому сейчас по дороге на конкурс даже сумки детей вытряхиваем, смотрим, что везут с собой из еды.
Однако вокалисты должны ограничивать себя не только в продуктах.
– Мои ребята никогда не купаются во время конкурсов. Мы даже когда летом приезжаем на юг, где солнце, море, у меня дети не полезут в воду. Причем им даже не надо ничего говорить, сами все знают. А другие участники купаются. И в итоге мои на конкурсе поют, как соловьи, а “конкуренты” хрипят, потому что все простужены.

“Звездунов” в коллективе не держат
Вернувшись с конкурса победителями, некоторые ученики вдруг “ловят звезду”. Работать с ребятами становится невозможно.
– Приходится расставаться, – с сожалением говорит Татьяна Владимировна, – даже невзирая на то, что ребенок действительно талантливый и он уже маленькая “звездочка”. Но его ужасное поведение отражается на коллективе. Ребенка словно подменяют, он ленится, грубит. И самое интересное, что эту “звездность” в нем не редко разжигают родители.

Текст: Анастасия ВРАНЦЕВА.
Фото: из архива Татьяны Савостьяновой.
г. Владимир.

БЛАГОДАРНОСТЬ

– Хочу сказать отдельное “спасибо” директору управления культуры Татьяне Владимировне Шарковой и своим коллегам – концертмейстеру Татьяне Дмитриевне Хабаровой и хореографу Елене Валерьевне Забродиной. А также прекрасному аранжировщику, с которым работает наш коллектив, – Павлу Судакову.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Татьяна Владимировна Савостьянова – педагог по вокалу и концертирующая певица. Окончила вокальный факультет Российской Академии музыки им. Гнесиных. “Мастер нашего города” – 2007.

Обсуждение закрыто.