“Нобелевский” фонд кольчугинской учительницы

На днях учительница химии из Кольчугина Марина Бычкова выплатила премии самым талантливым своим ученикам. Эти премии Марина Анатольевна выкроила ребятам из полученного ею президентского гранта

На днях учительница химии из Кольчугина Марина Бычкова выплатила премии самым талантливым своим ученикам. Эти премии Марина Анатольевна выкроила ребятам из полученного ею президентского гранта

Потрясающе! Учительница химии из Кольчугина основала свой "нобелевский" премиальный фонд для учеников. Не олигарх, не кандидат в депутаты Госдумы, не богатый человек в нашей стране, а простой педагог… Впрочем, простой ли?

Себе премию она не взяла
На прошлой неделе ученики из Кольчугина получили денежные премии из фонда своего учителя. Марина Анатольевна основала свой "нобелевский" фонд год назад, когда выиграла президентский грант – 100 тысяч рублей.
13% от этих денег она отдала государству – подоходный налог – это святое. Оставшиеся 87 тысяч рублей положила в банк, чтобы с набежавших на эту сумму процентов выплачивать премии школьникам, занявшим призовые места на олимпиадах по химии.
Денежная награда также полагается и учителю, подготовившему ученика-победителя.
– Преподаватель получает одинаковую с учеником сумму, – рассказывает нам Марина Анатольевна. – Если премия школьника 500 рублей, то и у учителя 500. Если 1000 рублей, значит и у учителя – тысяча.
В этом году премию вручали впервые. Церемонию награждения решили провести в Управлении образования. Так более торжественно: благодарственные письма, розы, заветные конверты с деньгами.
Среди призеров – пять учеников, занявшие призовые места на олимпиадах по химии в 2006-2007 учебном году, и двое учителей, один из которых – сама Марина Анатольевна. Четверо ребят учатся в школе №7, один – в школе №1 Кольчугина. Для призеров награждение не было сюрпризом, об учрежденной Мариной Бычковой премии они знали еще год назад. Оставалось только ждать вручения.
Самым "богатым" из всех учеников оказался Николай Саушкин. Он получил деньги за призовые места сразу на трех олимпиадах различного уровня: областной (1000 рублей), за диплом 3-й степени на Московской городской олимпиаде (1250 рублей) и за диплом 2-й степени на 4-м окружном этапе Всероссийской олимпиады (1500 рублей).
Роман Захаров, занявший в прошлом году 1-е место на районной олимпиаде (500 рублей) и 2-е место на областной олимпиаде (900 рублей), сейчас учится на первом курсе химического факультета МГУ. Из-за занятий на вручение премии приехать не смог. Грант за сына получала мама.
– Она потом мне рассказывала, что позвонила Роме и сказала: "Марина Анатольевна велела, чтобы ты себе что-нибудь купил, а не истратил эти деньги на питание". Он ответил: "Ладно, я куплю электрогитару", – улыбается Марина Бычкова.
Всего на выплаты ушло 7350 рублей. Сумма была бы значительнее, но Марина Бычкова от своей доли отказалась, чтобы в банке на счету оставалось побольше денег (сейчас там лежит чуть больше 88 тысяч).
– Процентная ставка в Сбербанке в этом году, к сожалению, упала с 9,5% до 8%, – сетует Марина Анатольевна. – Я даже думала из-за этого уменьшить начальную ставку выплат с 500 рублей до 400. Но потом решила – все-таки первый раз вручаем эти премии, не хотелось никого расстраивать. Хотелось, наоборот, сделать этот день для детей незабываемым.

Не хотела бороться за президентский грант
Марина Бычкова говорит, что изначально у нее не было желания участвовать в борьбе за президентский грант. Не хотелось кому-то что-то доказывать, собирать документы. И главным образом – по принципиальным соображениям. Она твердо уверена, что подобная разовая выплата – не выход из ситуации, в которой оказалось наше российское образование.
– Во-первых, не все – по разным причинам – могут участвовать в этом конкурсе. Во-вторых, представьте, учитель подал заявление – и не выиграл. Это ж психологическая травма. По моему мнению, вместо того, чтобы проводить подобные конкурсы, стоило бы увеличить зарплату всем учителям. Так было бы лучше для всех, – рассуждала Марина Анатольевна.
Однако в какой-то момент ей пришла в голову мысль о создании того самого денежного фонда, весть о котором впоследствии облетела всю область. Вдохновившись идеей, Бычкова собрала все необходимые бумаги и подала заявку на участие в конкурсе.
– В какой-то степени я была уверена, что получу грант. Ведь результаты моей работы очень неплохие, да и стаж приличный: 35 лет работаю учителем, 28 из которых – в школе №7.

От 100 тысяч отказалась насовсем
Для кого-то поступок Марины Анатольевны выглядит по меньшей мере странно. При невысоких учительских зарплатах 100 тысяч – это возможность решить хотя бы часть своих материально-бытовых проблем.
Марина Анатольевна призналась, что ей бы хотелось купить и цифровую видеокамеру, и ноутбук (летом преподаватель занимается с учениками у себя на даче, и компьютер просто необходим), и телевизор, и кухонную мебель.
– Но, с другой стороны, пока работаю, могу себя обеспечивать. Что касается гранта, то я могла бы и не участвовать в этом конкурсе, и не было бы у меня этих денег. И документы я только ради фонда подавала.
Никто из знакомых Марины Бычковой не отговаривал ее от создания фонда, не советовал потратить деньги на себя.
– А какой смысл отговаривать, раз дело решенное? – удивляется она.
Марина Анатольевна рассчитывает, что эту премия ребятам она будет выплачивать долго. По крайней мере, до тех пор, пока в Сбербанке не перестанут начислять проценты (а то чего только в нашем государстве не бывает, то дефолт, то деноминация).
– Надеюсь, что премия останется даже тогда, когда я больше не буду работать. Я от этих денег отказываюсь насовсем в пользу учеников и их учителей. Все-таки это пусть маленький, но стимул для того, чтобы ребенок тянулся к знаниям.

Ученики
У Марины Анатольевны много талантливых учеников. Большинство ее воспитанников связали выбор профессии именно с химией.
Например, Александр Лыгин, которого педагог считает одним из самых талантливых ребят, в свое время был победителем олимпиад разного уровня, в том числе – и призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады, получил диплом 1-й степени на V Соросовской олимпиаде. Александр окончил химический факультет МГУ с красным дипломом и вот уже второй год живет в Германии и учится там в аспирантуре.
Сергей Каленов пришел к Марине Бычковой, учась еще в третьем классе, со словами, что хочет изучать химию. В 4-м классе парень уже победил на городской олимпиаде среди 8-классников. Впоследствии Сергей окончил Менделеевский университет, аспирантуру, защитил кандидатскую и теперь преподает в Менделеевке.
Марина Анатольевна поддерживает связь со многими своими учениками.
– Я с ними каждый год встречаюсь. Даже приглашаю к себе на занятия. Каждое 1 сентября начинаю с того, что нынешним ученикам рассказываю о своих выпускниках.
И это ребятам интересно, потому что речь идет не о ком-то далеком и незнакомом, о ком пишут в учебниках, а о реальных живых людях, с которыми можно пообщаться здесь и сейчас.
За последние несколько лет трое моих учеников окончили химфак МГУ с красным дипломом и сейчас учатся в аспирантуре. Двое сейчас студенты 1-го и 2-го курсов химфака МГУ. Человек 80, наверное, уже закончили Менделеевку, кое-кто из ребят стали выпускниками Губкинского университета нефти и газа, Ивановского химико-технологического университета и других профильных вузов.

Текст: Анастасия ВРАНЦЕВА.
Фото из архива Марины Бычковой.
г.Кольчугино.

Денежка
В основе начисления премии – система коэффициентов. 1-й коэффициент – это самая маленькая премия, за районную олимпиаду. Например, 500 рублей. Дальше коэффициент 1,2 – за пятое место на областной олимпиаде. 1,4 – за четвертое место, 1,6 – за третье, 1,8 – за второе, коэффициент 2 за 1-е место на областной олимпиаде. Затем коэффициенты 2,5, 3, 3,5, 4 и самый высокий коэффициент – 5 – за первое место на Всероссийской олимпиаде. Если денег недостаточно, чтобы коэффициент 1 равнялся 500 рублям, все коэффициенты складываются, и сумма гонорарного фонда делится на сумму этих коэффициентов. Таким образом выводится значение одного коэффициента.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике