16+

Как Гришковец съел собаку

20 октября известный российский режиссер и актер Евгений Гришковец впервые посетил Владимир, где отыграл моноспектакль "Как я съел собаку"
Несколько лет назад в Москве появился человек из Кемерова – небольшого роста, в очках, с лицом немного растерянным и в то же время – сосредоточенным. Такое лицо (человек был не то чтобы уж очень молод, но еще и не стар) по нынешним временам могло бы быть и у доктора филологических наук, и у высококвалифицированного киллера, и у программиста, и у политтехнолога.
Трудно было предположить только одно: что это лицо главного актера современности:

Театр одного актера
Когда-то Гришковец считал себя абсолютно непригодным для сцены и очень комплексовал из-за картавости. Когда он впервые играл спектакли на фестивале "Золотая маска", то вышел и сказал публике: – Вы не думайте, что я изображаю картавость. Я действительно не могу произносить букву "р".
Автора называли "гением театра одного актера" (после Леонида Филатова). Пьесы принесли ему большое количество фестивальных наград и премий, включая театральную "Золотую маску" и литературного "Антибукера".
Его театр "Школа современной пьесы" сделался культовым явлением, показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля "Золотая маска" внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
За очень короткий срок (какие-то 3-4 года) из провинциального режиссера, известного в узких профессиональных кругах, Гришковец превратился во всеобщего любимца и баловня театрально-богемной России.

Главный актер современности
Замечательные и популярные актеры существуют, как ни странно, и сегодня, а не только в славном прошлом. Есть крепкие актерские работы в телесериалах, есть блистательные работы в театре, есть, наконец, лица, о которых говорят: "Да, вот это лицо поколения". Например, "табаковцы" Машков и Миронов, Певцов и Домогаров – все они красавцы, харизматические личности с ароматом мужской властности и обаяния.
Гришковца же главным актером современности называют потому, что он прорвался туда, где до него никто не был. Были разные сумасшедшие эксперименты, были совершенно потрясающие режиссеры, но, тем не менее, все они изображали на сцене, как что-то происходит, какой-то сюжет, какая-то история, как люди что-то совершают, какие-то поступки.
В спектаклях у Гришковца поступков нет. Он человек, прежде всего, отменивший что-то главное в театре.
Говорят, что родилась "технология Гришковца", которая живет независимо от ее творца – на разных сценах, в разных спектаклях актеры начинают играть по придуманным им правилам. Но Гришковец – один, и везде он, в общем-то, похож сам на себя и не похож ни на кого другого.

А зритель кто?
На Гришковца – лом. Взглянуть на театрального смутьяна хотят и члены высшего общества, и простые граждане, имеющие хоть какой-то доход.
И это не мода на что-то тревожно-бессвязное или заумно-значительное. Нет. Гришковец просто угадал, что мы давно выражаем себя не поступками, не битьем морд, не изменами-уходами или социальным протестом – нет, мы просто плывем по течению, но при этом мы себя как-то выражаем.
Билеты, едва появившись в кассе Владимирской филармонии, разошлись моментально. Желающих посмотреть спектакль было гораздо больше, чем мог вместить зал. Лишний билет спрашивать было бесполезно, не продавали их и по спекулятивной цене.
Частично "неуместившиеся" зрители сидели друг у друга на коленях, на околокресельных ступеньках или попросту стояли.

Как съели собаку
Гришковец вышел, поздоровался. Извинился за то, что накануне заболел, о чем свидетельствовал периодический кашель. Поблагодрил за то, что зрители пришли на спектакль, купив не дешевые (450-900 руб.) билеты. И попросил – лично попросил публику отключить мобильные телефоны.
По словам актера, "Как я съел собаку" он сыграл более пятисот раз, испробовав разные вариации, что спектакль стал просто кристально идеальным. Поэтому теперь он его практически не играет. Театральные подмостки столицы не видели спектакль три года.
Декораций нет, все оформление – стул и морские канаты, разбросанные по пустой сцене. Гришковец просто рассказывает о своей жизни – воспоминания детства перемежаются воспоминаниями о службе во флоте.
При этом рассказывает о совершенно простых и знакомых многим с детства вещах. Рассказывает с юмором и, так сказать, с легкой грустью ("Как? Как? Живым детям показывать кукольные мультфильмы?"). Интересный жанр. Вроде бы все простое, но именно это и цепляет. А фразы будто врезаются в память, и потом их еще долго цитируешь.
Мораль спектакля запрятана так глубоко, что когда наступает его концовка, замираешь в недоумении: все?.. Название работы не таит в себе никакой игры слов и мысли: Гришковец не только в переносном смысле "съел собаку" на службе в морфлоте, но и в прямом.

Впечатления
Очень многие театральные постановки (да и концерты тоже) сильно проигрывают в записи. Наверное, дело в том, что слишком важен контакт актеров и музыкантов со зрителями. Идет мощный обмен эмоциями и энергией, взаимная подзарядка и подстройка.
Когда одновременно схожие эмоции испытывает большое количество людей, возникает что-то вроде резонанса, усиливающего эти эмоции. Все слышали про "эффект толпы" – наверное, тот же эффект (но уже в позитивном смысле), проявляется и в зрительном зале.
Жаль, что мобильники-таки отключили не все. Незатейливое общение Евгения со зрителями – теми, у кого звонили мобильные телефоны – казалось единой постановкой.
Все реплики и замечания были так естественны и уместны, что вызывали смех всего зала. Эти отступления не отвлекали зрителя от спектакля, а вот сам Гришковец пару раз, что называется, сбился с мысли. Расстроился.
– Для меня главное впечатления о городе – это люди. Вот иногда выходишь играть спектакль, а в зале человек десять не выключили мобильники. Ну какое может быть впечатление? Плохое, больше в этот город я приехать не захочу.
Но во Владимир приехать еще раз все-таки пообещал приехать. С другим спектаклем. И искренне поблагодарил всех зрителей – и тех, у которых звенели мобильные телефоны, и тех, кто не улыбался…

Вывод – смотреть надо
Сколько раз за этот "час пятьдесят" актер собрал аплодисментов – трудно сказать. Порой создавалось впечатление, что аплодировали после каждого слова.
Не хотелось бы идеализировать Гришковца, но театралам пропускать его выступления нельзя. Автор, сценарист и режиссер по-своему интересен, современен, а его психологический подход и умение подмечать разные мелочи нашей обыденной жизни нравится многим. Люди вообще любят узнавать в создаваемых образах себя. Так или иначе, все увиденное формирует вкус.
Наверняка многие зрители будут с нетерпением ждать дальнейшего развития творчества Гришковца, чтобы вновь отдохнуть душой.

Текст: Татьяна ЛАПАТИНА.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

ИЗ ДОСЬЕ "ПРИЗЫВА"
Евгений Гришковец родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. Окончив в 1984 году школу, поступил на филфак в Кемеровский государственный университет. В 1985 году был призван на три года на Тихоокеанский флот. После демобилизации вернулся в университет, играл в студенческом театре пантомимы, выступал на театральных фестивалях. В 1990 году Гришковец основал независимый театр Ложа, исповедовавший принцип коллективной импровизации, в котором было поставлено несколько спектаклей, основанных на его текстах. Спустя 8 лет переехал на постоянное жительство в Калининград.
В 1998 году поставил первый моноспектакль "Как я съел собаку", за который был удостоен театральной премии "Золотая маска" в двух номинациях: "Новация" и "Приз критиков". В 1999 получил премию "Антибукер" за пьесы "Записки русского путешественника" и "Зима", а на следующий год стал лауреатом премии "Триумф". Поставил авторские спектакли "Одновременно", "Планета", "Дредноуты", "Осада".
С 2003 года Евгений Гришковец сотрудничает с музыкальной группой "Бигуди", с которой записал альбомы "Сейчас" (2003) и "Петь" (2004).
Опубликовал ряд успешно продаваемых книг: сборники пьес "Город" (2001), "Как я съел собаку и др." (2003), роман "Рубашка" (2004) и повесть "Реки" (2005), "Следы на мне" (2007). Вместе с  Алексеем Петренко, Виктором Сухоруковым, Светланой Ходченковой и Александром Розенбаумом Евгений Гришковец снялся  в драме Станислава Говорухина "Не хлебом единым" (2005).

Просмотры: