18+
Погода: +2,5°C
Курсы валют: $00 00

Святые места: Успенская церковь в Любце

27.09.2007

Каждому ковровчанину знакомо одно из наиболее живописных мест в районе – это село Любец, что на правом берегу Клязьмы в нескольких километрах от Коврова. Украшением села по праву считается церковь с высокой колокольней, стоящая на его окраине. И мало кто знает, что этой церкви минуло уже 300 лет.

Основание Любца дошедшая до нас легенда приписывает великому князю Андрею Боголюбскому. Проплывая на ладьях со своей дружиной, Боголюбский причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы. Это место князю понравилось ("любо здесь"), и он приказал выстроить храм во имя Успения Божией Матери.
Однако в Любце люди жили за 200 лет до великого князя. Это были переселенцы из Киевской Руси, изнурённые постоянными набегами племён кочевников.
К 1462 году относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, "что на Любецком рожку". Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется "государеву двору", а не митрополиту Московскому.
В XVI веке в духовной грамоте князя Петра Пожарского упоминаются мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря – игумен Симеон.
В XVII веке Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634 году в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна – в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и уже до 1653 года сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов.

В 1692 году в описи Любецкого монастыря упоминается "церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена". Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней, и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее.
В начале XVIII века Петр I начал сокращать монастыри. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек, либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным.
По ведомости 1741 года при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 году снова причислили к Успенскому Козмину монастырю.
В 1764 году уже Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри, и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека – его настоятеля иеромонаха Феофилакта.
В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.
По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора. В 1770 году каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В конце XIX века на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах.

Хранилось в Успенской церкви немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 году его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё 500 жемчужинами.
Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 года, а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 года и Апостол 1694 года.

С середины XVII века известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены "восемь шалашей" для торговли в них, "а пошлины собирают на монастырь". В 1741 году эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот, с течением времени их размах увеличился. В 80-х годах XVIII века в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В середине XIX века Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В конце XIX века ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В начале 1930-х годов Успенские ярмарки в Любце прекратились.

Успенская церковь продолжала действовать до 1935 года. Но богослужения хотя и совершались, но на каждое из них требовалось особое разрешение от местных властей. В 1937 году арестовали последнего любецкого иерея и церковь опустела. 29 июля 1941 года Ковровский районный Совет народных депутатов принял решение о закрытии и ликвидации церкви с передачей её здания Бельковскому сельскому совету (Бельково – приходская деревня Успенской церкви). Ключевые аргументы в деле о закрытии любецкого храма были следующими: "церковь :в культовых целях общиной не используется в течение ряда лет,: находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся с общины платежи государству не вносятся". Низкой ложью было заявление о том, что о закрытии церкви ходатайствовали граждане "этого прихода".
В декабре 1941 года тот же Совет народных депутатов своим постановлением передал "бывшее молитвенное здание в селе Любец" в аренду Ковровскому отделению "Лесзаготтекстиль". В здании Успенской церкви разместилась :тюрьма. Днём заключённые исправительно-трудовой колонии №2 заготавливали дрова для ковровской фабрики имени Абельмана, а ночь они проводили за метровыми стенами любецкой церкви – надёжнее тюрьмы и не придумаешь. Позднее церковь совсем забросили.

Долгое время Успенский храм представлял собой жалкое зрелище. При разграблении церкви был уничтожен четырёхъярусный иконостас, растащено всё церковное убранство, включая уникальные иконы и книги. Ограда вокруг кладбища полностью разобрана, а само старинное кладбище поглотили свежие могилы как местных жителей, так и ковровчан.
Погибающий храм был отреставрирован благодаря хлопотам писателя, князя Сергея Михайловича Голицына, жившего в Любце. Однако это не было спасением. Завсегдатаями церкви были отдыхающие в близлежащем лагере пионеры. И каждое такое посещение храма отнюдь не позитивно сказывалось на его состоянии. Успенская церковь была объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством, но и это не останавливало вандалов, постоянно выбивавших запертую дверь в церковь и проникавших внутрь.
В 1995 году указом епископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы села Любец была приписана к ковровскому Иоанно-Воиновскому храму. Заботами ковровского благочинного здание церкви было приведено в порядок. В тёплое время года в храме совершается богослужение по Двунадесятым и Великим праздникам. Храм поддерживается в относительном порядке, внутри появились иконы и немного мебели для проведения богослужения.
Постепенно возрождаясь, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы приобретает свой исторический облик, устояв среди бурь и невзгод, по-прежнему украшая Любец.

Текст и фото: Владимир УШАКОВ.
г.Ковров.

Обсуждение закрыто.