18+
Погода: +3,3°C
Курсы валют: $00 00

Учу с учениками уроки и мою с ними полы

19.06.2007

ОБРАЗОВАНИЕ

Учу с учениками уроки и мою с ними полы

Победа в любом конкурсе – это официальное признание профессионального мастерства. В прошлом году в рамках нацпроекта "Образование" владимирские учителя участвовали в 1-м всероссийском конкурсе на звание лучшего учителя. Среди победителей – преподаватели русского языка и литературы школ №№ 19 и 13 Тамара Александровна Кизимова
и Наталья Евгеньевна Самойленко

Тамара Кизимова 25 лет работает учителем русского языка и литературы, 15 из которых – в школе №19. Она говорит:
– Я вообще-то хотела стать журналистом, но получилось, что по тогдашнему жесткому конкурсу мне не хватило 0,5 балла. Поступила в пединститут – и благодарна за это судьбе.
Тамара Александровна родилась в Алтайском крае. Ее мама – преподаватель химии и биологии. А прапрабабушка открыла в Сибири первую избу-читальню. Как говорит сама Тамара Кизимова, она из династии педагогов, так что выбор профессии был определен свыше:
– У меня педагогическое призвание – от слов "зов предков". Это однозначно, все буквально на генном уровне.

Важно, чтобы ученики тебя уважали
В этом году у Тамары Александровны очередной выпуск. Она вела своих ребят с 5-го по 11-й классы. Ее класс не специализированный, а самый что ни на есть обычный, общеобразовательный. В нем 18 мальчиков и 9 девочек.
– У нас учатся не только русские дети, но и дети других национальностей. Класс непростой. Но я люблю своих ребят, и каждый из них – личность.
Тамара Кизимова уверяет, что у нее никогда не было конфликтов с детьми. Коллеги и студенты-практиканты удивляются: один и тот же класс, но на всех предметах ребята ведут себя шумно и иногда даже неуважительно по отношению к учителям. А вот на русском и литературе всегда сидят тихо.
Секрет общения с детьми прост: важно заставить учеников уважать себя, тогда с ними не будет никаких проблем. Другой вопрос – как это сделать.
– Мы по этому вопросу с коллегами часто спорим. Самое главное – это мне было сказано очень давно – когда ты приходишь в класс и видишь детей, не ставь психологический барьер "я – учитель, ты – ученик". Важно, чтобы общение шло на равных. Ты человек, который протягивает руку и идет рядом, помогая.

Труд – лекарство
от всех болезней
Тамара Александровна проводит с классом очень много времени. Она помогает ребятам готовить уроки, если нужно. Пишет с ними сценарии к Последнему звонку и выпускному, она каждый год ходит с учениками в походы.
В этом году, чтобы заработать денег на поход, ребята из класса Тамары Александровны несколько месяцев работали в школе техничками. Они мыли все коридоры, все аудитории на всех этажах. Из 27 человек работало 22. Причем, классный руководитель честно трудилась вместе со своими подопечными.
– Пример учителя – это самое главное. Не было еще такого дела, в котором я не принимала бы участия. Если нужно научить ребят мыть пол, я их этому научу. Мы за 4 месяца заработали 10 тысяч. Мы с детьми вообще очень много трудимся. Моя бабушка говорила, что труд – лекарство от всех болезней, – говорит педагог.

От всего в жизни нужно получать удовольствие
Из-за работы у Тамары Кизимовой остается немного времени на свою семью. Говорит, что для нее и для ее детей – счастье, когда они могут побыть вместе. А еще большее счастье для Тамары Александровны – проводить время со своими внучками.
– Мой лучший отдых, когда я кладу деньги в кошелек и иду в парк вместе с внучками. Слава Богу, еще хватает здоровья и молодости кататься на всех аттракционах.
На детей и внучек педагог потратила весь свой грант, 100 тысяч рублей (за вычетом налогов, правда, осталось только 86 тысяч).
– Я "шопинговала" день и ночь. Просили у меня дети и внучки что-то купить – я и покупала. Для них ведь и живешь.
Тамара Александровна Кизимова говорит, что она умеет от всего в жизни получать удовольствие: от еды, от путешествий, от общения с близкими и друзьями, от работы. И, возможно, поэтому ей многое удается.

Престиж профессии нужно поднимать на государственном уровне

У Натальи Самойленко две профессиональные награды: звание "Заслуженный учитель РФ", полученное 8 лет назад, и звание "Лучший учитель" полученное в рамках нацпроекта "Образование".

Грант
на мечту
Наталья Евгеньевна говорит, первое для нее – более значимое. Но благодаря победе во втором конкурсе и денежному призу в 100 тысяч рублей, педагог осуществила свою давнишнюю мечту – побывала на Святой земле.
– К участию в конкурсе я отнеслась спокойно, но выиграть хотелось. Я помню, тогда сказала вслух: "Хочу эти 100 тысяч, чтобы съездить в Иерусалим". И в этом году Рождество я встречала в Вифлееме. Как любому русскому человеку,мне было интересно посетить Святую землю. Денег на 8-дневную поездку хватило и даже немножко осталось. Если получится, хотелось бы съездить еще в Грецию, – рассказывает Наталья Евгеньевна.

Относится
к работе как
к служению
Педагог говорит, что ее работа помогла ей осуществить мечту. А мечта дала силы продолжать работу. Вот такой замкнутый круг.
Наталья Евгеньевна относится к своей работе как к служению.
– Для меня самое важное в жизни – это моя необходимость людям. Я 31 год в профессии и вне ее себя не мыслю, – признается она.
Наталья Самойленко – настоящий подвижник своего дела. Она не просто учит детей русскому языку и литературе. Она – создатель нескольких авторских программ. Например, преподает школьникам книжно-славянский язык с опором на церковно-славянский.
– Ребятам это все очень интересно, – увлеченно рассказывает нам Наталья Евгеньевна. – Им любопытно увидеть древние книги, древнее письмо, интересно самим прочитать надпись на храме на церковно-славянском языке.
Педагог всю жизнь мечтала вести не один предмет, а несколько. Ей хотелось объединить несколько наук, что Наталья Евгеньевна и сделала. В некоторых классах она, кроме русского и литературы, читает детям лекции по истории искусства, истории музыки, литературы.
– В результате получился еще один курс, который я веду: "История Отечества в русском искусстве". Здесь и история, и культура, и литература…

Учителям нужна достойная зарплата
Наталья Евгеньевна признается, что ей обидно и грустно от того, что сегодня педагог – совершенно непрестижная профессия. Согласно опросам среди школьников, профессия учителя – в самом конце списка, рядом с грузчиком и уборщицей.
– Хорошая профессия у нас сейчас считается не та, что посвящена людям, как нас воспитывали, а там, где хорошая зарплата. Поэтому, чтобы поднять престиж нашей профессии, государство должно в первую очередь поднять учителям зарплату. Важно, чтобы плата за педагогический труд была достойной, – рассуждает Наталья Самойленко.
По мнению учителя, учреждение конкурса и приза в 100 тысяч – это капля в море. Претендовать на грант могут не так уж много педагогов. К тому же, это разовое денежное вознаграждение, а материальная поддержка требуется всем преподавателям, причем постоянно.

Анастасия ВРАНЦЕВА.
Фото Рудольфа НОВИКОВА. Г. Владимир.

Обсуждение закрыто.