Тернистый путь к истине

Сегодня мы несколько изменили формат православной странички, предоставив возможность нашему читателю, "православному мирянину", как он сам себя называет, порассуждать на тонкие и деликатные темы, навеянные одним из наиболее...

Сегодня мы несколько изменили формат православной странички, предоставив возможность нашему читателю, "православному мирянину", как он сам себя называет, порассуждать на тонкие и деликатные темы, навеянные одним из наиболее противоречивых и ярких литературных произведений русской литературы ХХ века – романом Михаила Булгакова
"Мастер и Маргарита"

О произведении стали особенно много говорить и спорить после выхода фильма Владимира Бортко. Для меня, как христианина, совершенно ясно, что основная идея романа касается вопросов веры и спасения человека.
То, что приходится слышать от иных поклонников произведения, шокирует. А именно: его главных персонажей относят к положительным героям, а их поступками восхищаются. На мой взгляд, это свидетельствует о полном незнании или откровенном неприятии основ христианства и непонимании смысла человеческой жизни.
Попробую свою позицию пояснить. Как мне кажется, Булгаков показал нам три варианта жизненного пути человека, каждому из которых дал глубокую оценку и осветил нам их неизбежные последствия.

Путь Мастера
Он надломлен страданиями, тяжёлыми обстоятельствами своей жизни. Его роман нигде не печатают, а опубликованный отрывок злобно критикуют. Затем арест, тюрьма (наверняка с неизбежными для 30-х годов ночными допросами и избиениями). Далее потеря жилья и средств к существованию и наконец – психушка. Сплошная чёрная полоса.
По-человечески Мастера жаль. Но давайте вспомним слова христианских подвижников: "Господь не посылает человеку креста выше его сил". Булгаковский герой не вынес испытания, данного ему Богом (так и напрашивается параллель с евангельской притчей о сеятеле, когда зёрна, брошенные им на каменистую почву, не дали всхода). Он даже не обратился к Нему за помощью, а ведь Спаситель призывает: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас" . Герой пал духом, сдался. Ещё до ареста сжёг роман. Он больше не понёс его идеи людям, в то время как Христос, а затем апостолы и мученики несли в мир евангельскую весть даже ценой своей жизни. Вот почему, по слову Левия Матвея, Мастер не заслужил Света.
Что же представляет из себя дарованный ему "покой"? Не что иное, как консервация духовного развития личности, прекращение её интеллектуальной и нравственной деятельности. В безмятежности и беззаботности, при отсутствии борьбы с самим собой стать чище и добрее невозможно.
И что сможет написать Мастер среди "цветущих вишен" и под "музыку Шуберта"? Только нечто лирически-слащавое. Ибо настоящее искусство рождается исключительно в скорбях и страданиях автора, в активности его души и в гуще жизненных событий.
По сути, пристанище Мастера – это золотая клетка, тюрьма со всеми удобствами. В этом смысле примечательна такая деталь: кого Левий Матвей просит взять Мастера с собой и наградить его "покоем"? Именно духа зла и покровителя теней! Значит, "покой" – одна из обителей Воланда!
Я не считаю Мастера отрицательным персонажем – он хороший, добрый человек. Я лишь констатирую факт его малодушия (по словам Иешуа, самого страшного порока), закрывающего ему путь к подлинному счастью.

Путь Маргариты
Подавленная невозможностью помочь любимому человеку, она обращается за помощью не к Богу, а к нечистой силе – причём, осознанно, с пониманием того, что это губит её душу. Кто-то считает это подвигом, совершённым во имя любви. Для христианина же его оценка однозначна: обращение к Сатане – безусловное отречение от Бога. И здесь самым значимым является то, что, согласно христианству, спасение души – дело неизмеримо более важное, нежели сохранение его материального благополучия и даже физической жизни.
Кроме того, в поступке Маргариты есть иная – и очень существенная – подоплёка. Вспомним её слова, произнесённые с горящими от восторга глазами: "Быстрота и нагота! Как это здорово!" Безусловно, для натуры страстной и гордой серая будничная жизнь с её мелочными заботами, неурядицами и одиночеством невыносима. Но не зная, как достичь истинной свободы и счастья, Маргарита уповает на помощь Азазелло. Она согласна заплатить самую высокую цену ради "полёта души". А это – прямой путь в общество убийц, насильников и развратников – порой, с козлиной мордой, копытами и без штанов. В то место, где несчастной Фриде вечно подают платок, коим она когда-то заткнула рот младенцу, чтобы тот не кричал, пока она будет закапывать его живого в землю. Наконец, где неизбежна потеря свободы, к которой героиня так стремилась, поскольку здесь начинается полная зависимость от Воланда с компанией. А дьявол имеет над нераскаянными грешниками почти неограниченную власть!
Но главное, зависимой от тёмной силы становится человеческая душа, приобретая соответствующие качества. Вспомним, что Маргарита устраивает погром в квартире критика Латунского, охваченная именно сатанинской жаждой мести!

Путь Понтия Пилата
Однако у человека, попавшего в тяжелейшие обстоятельства или совершившего страшный поступок, существует третий путь. Как ни странно, но им идёт тот, кого с самого начала романа так и хочется причислить к резко отрицательным персонажам. Ведь он предал мучительной смерти Того, Кто проповедовал Царство Истины, Того, кто называл всех без исключения людей добрыми и исцелял их от недугов.
Но разве апостол Пётр не отрекался трижды от Христа и не плакал горько впоследствии? И разве не стал он "первоверховным" апостолом, коего Христос поставил во главе Своей Церкви?
Совершив грандиозную ошибку, Понтий Пилат (пусть не исторический, а булгаковский) в тот же день, когда по его приказу состоялась казнь "государственного преступника", всё понял. В отличие от Мастера, он проклял свою трусость, а затем попытался загладить грех поступками, которые считал достойными: приказал убить Иуду, предавшего Иешуа, предложил его ученику, Левию Матвею, хорошую работу и материальное обеспечение, позволил ему записать всё, что тот слышал от своего Учителя.
Наконец, уже в загробном мире прокуратор страдает от мучительного осознания того, что при своей первой встрече с "философом" он, Пилат, что-то ему недосказал. Он всей душой стремится к Истине, он готов ради встречи с ней страдать годами! В периоды выхода из забвения, похожего на "покой" Мастера, которое прокуратор ненавидит, он всматривается в космическую бездну в надежде увидеть в ней луч, в конце которого когда-то во сне видел казнённого им "философа". И именно потому, что Пилат отверг два первых пути, роман о нём оканчивается словами:
– Свободен! Он ждёт тебя!..
Такова, согласно христианству, сила покаяния:.
Ну, а место, куда отправился сын короля-звездочёта, несравнимо ни с компанией русалок и козлоногих, где побывала Маргарита, ни с тихим омутом Мастера. Ибо только Свет даёт человеку возможность неограниченного духовного роста, обретения им реальной полноты бытия, радости Небесной Любви, Высшего Творчества, познания Истины и беспрепятственного служения Добру.
Но главное – только там каждого из нас встретит Тот, Кто способен ни в чём не винить даже Своих истязателей, а в ответ на муки совести Своего палача, на его робкую надежду на то, что, быть может, этой "пошлой казни" тогда "и не было вовсе", – произнести слова, которые может произнести только Тот, Кто любит безгранично:
– Конечно, не было,: Тебе померещилось:. – и, чтобы окончательно успокоить страдальца, добавить: – Клянусь!:
Дай Бог каждому из нас именно такой финал своего жизненного пути.
Владимир Кузин.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике