Святость – синоним любви!

Продолжаем разговор о православных семейных ценностях со священником Княгинина монастыря Михаилом Морочевым, начатый в еженедельном "Призыве" 28 марта

Продолжаем разговор о православных семейных ценностях со священником Княгинина монастыря Михаилом Морочевым, начатый в еженедельном "Призыве" 28 марта

– Вы часто ссоритесь в семье?

– Вопрос не в том, как часто ссоримся, а в том, как быстро миримся. В Писании сказано: <Да не зайдёт солнце во гневе вашем>. Мы стараемся придерживаться этого правила. Ссоры всегда были и всегда будут, в особенности – в молодой семье, но вера позволяет преодолевать разногласия, да ещё и приобретать определённый духовный опыт.

– Увы, порой кажется, что современные молодые люди, вступая в брак, уже готовы к его завершению. И на этом фоне есть православные семьи, в которых муж и жена любят друг друга и счастливы, и плод этого счастья – дети…

– Все начинается с неправильного понимания любви. Для многих любовь – синоним сексуальной совместимости. Всем знакомо популярное, но бессмысленное выражение <заниматься любовью>. Молодые люди, начитавшись и насмотревшись всякой дребедени, начинают жить половой жизнью до брака. Получают удовлетворение, радуются близости и из этого делают заключение, что встретили настоящую любовь.

А это просто страсть, естественные функции человека употребляются только для удовлетворения своих похотей. Эта функция, данная роду человеческому для продолжения жизни, несет в себе некоторое, выражаясь православным языком, плотское утешение, определенную радость от общения полов. Но это свойство человеческого естества не должно эксплуатироваться нашим личным эгоизмом – мне хорошо, и этого достаточно. Дети, рождающиеся от таких браков, как правило, никому не нужны или становятся <разменной монетой> у родителей при выяснении ими отношений.

А по православному учению, близость супругов должна настраивать на еще более глубокие, ответственные и серьезные отношения ради созидания семьи, рождения и воспитания детей в любви. Это тот цемент, который помогает еще необтесанным в духовном отношении родителям, которые еще не научились любви в ее духовном понимании, получить залог, предвкушение высшей радости и счастья от духовного единения. Что и называется Любовью, единением супругов друг с другом в Боге.
Поэтому могут быть счастливы и бесплодные пары – ведь плодом любви является новая жизнь самих супругов, единение во Христе. Конечно, в большинстве случаев плодом такой возвышенной любви становятся дети, но не надо зацикливаться – есть монахи, которые ради достижения любви к Богу вообще отказываются от семьи. Но об этом пусть рассуждают монахи, я буду говорить о том пути, по которому иду сам.

– Видимо, есть какие-то книги, которые можно почитать, чтобы встать на этот путь обретения настоящей Любви?

– Конечно. Это <Душеполезные поучения аввы Дорофея>, <Лествица>. Их рекомендуют читать новоначальным монахам и их же с большой пользой читают и все остальные христиане. Советы в таких книгах в основном направлены на борьбу со страстями, которые являются причиной большинства проблем как в монашестве, так и в семейной жизни. Наши неуёмные страсти надо усмирить, иначе любовь Божия не проявится в нашей жизни. Как усмирять гордость, тщеславие, сребролюбие? Только через правильную духовную жизнь.

– Так в чём же главное предназначение семьи?

– Каждый человек в сущности эгоистичен. Так вот, семья – это одно из средств научить человека любви. Любви как божественному свойству.

– А кроме книжной мудрости, что церковь еще делает для молодых, чтобы помочь в столь ответственном деле, как семья, рождение и
воспитание детей?

– В физическом плане мы можем достичь определенной гармонии практически с каждым встречным. Это дано в виде инстинкта как
животному, так и человеку. Большого ума не надо. Парень встречает привлекательную девушку, которая, если повезет, окажется еще и близка душой: общие интересы, склад ума и прочее.

Это единение душевное. Но духовного единения с Богом и в Боге без Его благодати человек не может обрести. А получить его можно только тем путем, который Господь указал еще 2 тысячи лет назад – через единение с Его Телом, Церковью Христовой. Так вот, именно венчание есть начало того единения, которое супруги получат в итоге, приложив и собственные усилия к духовному подлинному единению.

Браки по первому типу распадаются быстро. Всё равно человеку надо чего-то больше, чем только удовлетворение инстинкта. Второй тип – уже лучше, долговечнее. Но и тут наступает время заката. И только истинная любовь две души сливает в одну так, что разделяться нечему. Тело одно – семья во Христе.

Многие считают, что надо сначала пожить в супружеских отношениях, чтобы посмотреть – вдруг не получится что-то. На это можно ответить просто прочитав молитву о супругах при чине венчания: <... даждь им единомыслие душ и телес>.
Смысл ее в том, что не надо молодым православным супругам бояться проблем на уровне половых отношений, ибо церковь освящает всё в браке – и телесные отношения (<единомыслие телес>), и душевные отношения через единение супругов в едином духе, Духе Христовом. И здесь уже не надо думать о разном социальном, интеллектуальном уровне. Если целью брака является истина и красота, то все эти препятствия преодолимы в любви. Если же целью брака являются другие цели, вне Христа, то даже при всех стараниях психологов подобрать идеальную пару не получится. Но стоит оговориться – случается, как в нашем случае, брак образуется вне Церкви, но со временем супруги приходят ко Христу и обретают счастье и Истину.

– Хорошо, с супружеством разобрались. Теперь следующая проблема – воспитание детей. Многие сейчас берут на вооружение методики, которые в изобилии доступны в книгах, интернете. Какова эффективность светских методик?

– Мы хотим снять с себя ответственность за воспитание наших детей и спрятаться за системы и методики. В этом наше духовное потребительство и крайняя безответственность.
Если же и можно предложить православную методику воспитания, то она должна стать сначала образом жизни самих родителей, чтобы между словом и делом не было разрыва. Все в итоге начинается с усвоения христианского образа мышления и жизни в самом себе, а уже затем – передача этого сокровища детям.
Это называется воцерковление. И цель – не просто нравственная жизнь, а единение с Богом, на которого церковное учение неизменно указывает как цель и смысл самого существования человека.
Если же человек просто принимает умом все догматы, он может даже стать большим богословом, но на его жизни это никак не отразится, и Богословом с большой буквы он не станет. Когда я отвечаю на вопросы, то основываюсь частью на собственном опыте, но и на церковном учении, которое еще может быть и не до конца мной усвоено. И я ищу книги, но не как средство от проблем, а как иллюстрацию житейского опыта, как средство получения знаний, на основе которых мы будем выстраивать свою собственную методику воспитания. Но с себя ответственности мы снимать не должны.

Подготовил Михаил Сафонов.
Фото из архива Михаила Морочева.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике