Герой и зритель должны поменяться местами

ПЕРСОНА Их называют людьми искусства, субъектами не от мира сего. Но в то же время именно они - непримиримая совесть нашего времени. Они - режиссеры-документалисты. Мне удалось побывать...

ПЕРСОНА

Герой и зритель должны поменяться местами

Их называют людьми искусства, субъектами не от мира сего. Но в то же время именно они – непримиримая совесть нашего времени. Они – режиссеры-документалисты. Мне удалось побывать на мастер-классе режиссера Альгиса Арлаускаса, который проходил в середине ноября прошлого года в рамках третьего международного кинофестиваля "Кино без барьеров" в Московском кинотеатре "Салют". Организатор мероприятия – РООИ "Перспектива" – показало более 80 фильмов, затрагивающих проблему инвалидности. Альгис Арлаускас согласился дать нам интервью.

– Главная задача кинофестиваля – показать богатый потенциал и разнообразие жизни инвалидов, привлечь внимание окружающих людей к данной проблеме. Это удалось сделать?
– В полной мере удалось. Посмотрев такое количество сильных фильмов, даже самый не просвещенный в этом вопросе человек сможет целый реферат накатать о своих впечатлениях и о проблеме в целом.
– А что вы называете "сильным фильмом"?
– Это фильм, который берет за душу, заставляет задуматься. А зачастую и поменять свое мировоззрение. Документальное кино наиболее полно отображает жизнь человека с инвалидностью. Однако если камеру в руки возьмет некий гений кинематографа, то и в комедии и в игровом кино можно будет увидеть нотки чувств, эмоций таких людей.
– Вы – режиссер-документалист. Кому как не вам лучше знать те секреты мастерства, которыми мастера кинематографа вышибают из зрителя слезу, не так ли?
– Конечно, секреты и методы у каждого разные. Одни в центре внимания ставят зрительные образы. Здесь в кадре много слез, страдающих лиц. Режиссеры передают роковые моменты из жизни героев. Другие через звук пытаются достучаться до сердца зрителя. Все это хорошо, но также нельзя забывать, что главная задача документального фильма – это понимать цель картины. Что, как и зачем – вот три главных момента. Содержание документального фильма строится на вопросах. Неизвестность – вот главная составляющая. Документальное кино там, где есть желание что-то понять и узнать.
– На мастер-классе вы упомянули про "субъективную камеру". Что это такое?
– Это метод в киноискусстве, когда зритель чувствует себя в роли героя. А если герой слепой или глухой, то зритель проникается всеми чувствами. Ставя человека в положение героя, происходит некое перевоплощение. Человек, который смотрит фильм, меняется местами, с тем, про кого эта киноработа. Это очень тонкий и сложный метод, но результативный.
– Вы говорили, что зачастую главный герой фильма человек с инвалидностью, а не профессиональный актер. Каким образом можно заинтересовать его сняться в фильме?
– Это вопрос не из легких. Когда я снимал "Письмо матери", то мне пришлось стать еще и следователем. Для того, чтобы сделать эту картину, мне надо было вместе с героем найти его настоящую мать. И только по прошествии удачных поисков, мне удалось весь этот путь перевести на язык кадров.
Прежде чем начинать фильм, надо узнать, что ты можешь сделать для человека с инвалидностью. Это должно быть сотрудничество. И камера не должна быть препятствием для героя. В фильме отображается обычная жизнь. Поэтому и режиссеру надо не влезать в нее, а наблюдать со стороны, но всесторонне.
– Какое ваше кредо?
– Борьба за человеческое достоинство.
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
– Я разрабатываю один проект в Грузии. А также все больше начинаю заниматься игровым кино. Для документального кинематографа я уже много сделал, пора менять сферу деятельности.

Беседовала
Галина Корниенко,
выпускница владимирской Школы молодых
журналистов.
г.Владимир.

НАША СПРАВКА
Арлаускас Альгис Иозосович
Актер, режиссер театра, режиссер документального кино. Родился 7 августа 1957 года в Москве. Окончил Театральное училище им.Б.Щукина (1978), режиссерский факультет ВГИКа (1987, мастерская А.Кочеткова). В 1978-1983 – актер Московского ТЮЗа. Режиссер ряда документальных фильмов.
Дебютировал в кино еще школьником – в 1973 году в военной повести "Юнга Северного флота". По окончании театрального училища он снялся в музыкальном фильме "Берегите женщин" (1981). На съемках этого фильма он познакомился с будущей женой, актрисой Мариной Шиманской.
Самой известной его работой стала роль Кости в кинокомедии Леонида Гайдая "Спортлото-82". В 1982 году этот фильм стал абсолютным лидером кинопроката. Однако, после такого успеха Арлаускас, снявшись еще в нескольких фильмах, завершил карьеру киноактера.
Альгис Арлаускас занялся режиссерской деятельностью. Он снял уникальное в своем роде документальное кино про советскую жизнь "Жизнь наоборот", документальные фильмы "Прикосновение" (1986), "От Владимира до Владимира" (1995).

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике