И жизнь чужая, как своя

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС! Творческий портрет актрисы Владимирского драмтеатра, лауреата областной театральной премии "Триумф" Галины Халецкой

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС!

И жизнь чужая, как своя

Творческий портрет актрисы Владимирского драмтеатра,
лауреата областной театральной премии "Триумф"
Галины Халецкой

Пятнадцатый сезон работает эта очаровательная актриса в нашем театре, и за это время она по праву заняла свое место в нем. Все эти годы я слежу за ее творчеством и знаю, что в нашем городе есть зрители, которые ходят "смотреть Халецкую".

Театральная сущность бывает разной. Одна – парадная, шумная, светская, щеголяет гламуром и купается в премиях и презентациях. Другая имеет вполне рабочий вид и к зрителю поворачивается, предъявляя спектакли, в коих зовет прислушаться к душе, призывает к работе самосовершенствования, о которой писал классик и о которой не принято кричать на каждом углу. Какая из них настоящая и стоящая, кажется, ясно, но почему-то в последние годы театральная мишура все больше теснит собственно театральную идею.
В саморекламе Галина Халецкая никогда не была замечена. Все эти 15 лет она охраняет достоинство главной театральной профессии – актерской – со стоическим упорством. Быть неприметной ей, конечно, не позволяет природа: узнать в Халецкой актрису яркой театральной породы можно сразу. Но всему, что связано с театральным антуражем, она особого значения не придает.

Галина родилась на Дальнем Востоке в семье, не имеющей к театру отношения. Как и многие дети тех лет, она росла на индийских фильмах.
– Я была фанатом индийского кино. Обливаясь слезами, просмотрела все, что появлялось на экранах, – говорит она. – Знала всех артистов, все сюжеты.
Подростком девочка как-то проговорилась о желании стать артисткой. От родителей получила в ответ: "Несерьезно это!"
– А бабушка моя, – вспоминает Галина, – очень консервативная женщина, всегда утверждала, что артисты – люди легкого поведения.
Среднюю школу Галя закончила в Тамбове, куда с Дальнего Востока переехала семья. А желание стать артисткой не ослабевало. Она часто закрывалась в комнате, пела, читала, декламировала… Ей нравилось сидеть одной перед книжками. Играя в придуманный ею домашний театрик, она набиралась уверенности перед началом артистической карьеры. И вот Галя поступила в училище культуры – на хореографическое отделение.
– Удивлены? – улыбается она. – В тот год не было набора на режиссерско-театральное отделение. И я решилась.
В училище ее заметили педагоги: "Вы такая хорошая девочка! Надо попробовать!". Она никогда не пожалела о том, что окончила хореографическое отделение:
– Все в копилочку, все на пользу.
И действительно, это выручало и кормило девушку после училища. Два года она проработала в Тамбове, учила ребят петь и танцевать:
– Мне это нравилось. С детьми я находила общий язык. Но потом сказала: надо ехать!

Молодая, без родительской помощи и опеки, девушка отправилась в Москву – поступать в Щукинское театральное училище. Ей все в Москве нравилось. Вместе с подругой она с широко открытыми ртом и глазами ходила по Москве. Подруга говорила ей: "Неприлично смотреть в упор на людей!"
– А я, как папуас, ходила и смотрела, – улыбается Галина. – Все было так здорово! Мне казалось, что я забыла, зачем приехала.
Впечатление от размахов Москвы и провал в знаменитую "Щуку" отрезвили молодое создание: слетела и слетела – ну и ладно! Мама, узнав о неудачной поездке, лишь проронила: "Господи, я знала, что ничего у тебя не получится!". Галя не стала разговаривать на эту тему с мамой, слушать ее сокрушения, а решила ехать в Воронеж, поступать в тамошнее высшее театральное училище. Мало кто знает, сколько мытарств стоило ей желание осуществить мечту. В Воронеже знакомых не было, вот и приходилось после сдачи экзамена ночевать… на вокзале. К ней подходили милиционеры, будили: "Куда едешь?" А она говорила, что уже приехала, потом вставала и бродила по ночному городу.
Регулярные поездки в Воронеж для сдачи экзаменов и прохождения туров настолько утомили, что не было сил на переживания, поступит она или нет.
– Я настолько устала от этих переездов, что у меня не было даже сил переживать. В конце концов, я поступила и нисколько не сожалею, что оказалась не в столице, а в Воронеже.

А о чем можно сожалеть, если на самом первом этапе прикосновения к актерскому ремеслу она встретила человека, которого и сегодня, спустя почти 20 лет, уважает и называет Мастером. Именно эти 4 года учебы в Воронеже она считает очень значительными, именно тогда она как-то всерьез, по-настоящему, оценила то, чем собиралась заниматься.
– Огромное спасибо Мастеру, моему педагогу Герману Викторовичу Меньшенину, – не перестает повторять актриса. – Мне повезло, что я с ним общалась. Он буквально с первых мгновений убрал с нас всю лишнюю шелуху, избавил от неверных представлений о том, что такое театр, что такое артист.
Галина считает, что актерская профессия для нее началась не с первого дня поступления в театр, а с первого момента встречи с Мастером.
– Этот человек до мозга костей уникальная личность, – с восхищением говорит Халецкая. – Он уникален во всем – и как педагог, и как прекрасный режиссер.
Режиссер владимирской драмы, заслуженный деятель искусств России Алексей Бурков познакомился с работой Г.В.Меньшенина, когда ставил в Нижнем Новгороде легендарный спектакль "Вечно живые".
– И надо же такому случиться, – удивлялась Галина, – что по окончании института Алексей Александрович Бурков приехал к нам набирать молодежь.
Из многих, кого он присмотрел, Бурков остановил взгляд на нашей героине и на Александре Швагунове. В 1990 году они поженились, а в 1992 году по приглашению Буркова приехали во Владимир.
– Все, кто приходит после института в театр, – рассуждает актриса, – ошибочно думают, что на них сразу свалится куча работы. И я ходила каждый день в театр, сидела, смотрела репетиции. Но никакой работы не было. Я начала уже тосковать. Мне просто нехорошо было. Я каждый раз приходила и спрашивала: ну когда же, когда же?! А мне отвечали: ну вы приходите на работу? – Ну да! – Ну вот и ходите!

Первым спектаклем, в котором сыграла Халецкая, был "Мадам Бовари". Яркий персонаж и яркая режиссерская работа захватили молодую актрису. Затем она блеснула в "Женитьбе Белугина", "Дяде Ване" и многих других работах.
Галина Халецкая – актриса истинно современная, и секрет ее обаяния в том, что она всегда воспринимается зрителем как героиня сегодняшнего дня. Точность жизненных ситуаций в ней безусловна.
В судьбе артиста слишком многое зависит от случая – от полученных ролей, пьес, от режиссеров, которые актера увидят, полюбят и захотят работать именно с ним. От многих обстоятельств зависят успех, признание, слава.
Не знаю, относит ли к "своим" режиссерам Халецкая Буркова и Ерина, но в одном убеждена, что процесс подготовки спектакля от "А" до "Я" просто необходим. За долгие годы работы в театре у нее случались и удачи, и провалы. Провальным, несмотря на интересный материал, она считает "Мадам Бовари".
– Я попала туда совершенно случайно, – размышляет она. – Меня не хотели видеть в этом спектакле, но поставили в пику режиссеру. И уже это было нехорошо, когда работа начинается с интриг – никакого добра не будет. Спектакль прошел раз десять и его сняли. Я не получила от него удовольствия. Наверное, сейчас я на все бы наплевала. Тогда же я была молодая и многое не понимала. Одним словом, это было жутко, и работа не сложилась.
Сегодня Галина занята в девяти спектаклях, некоторые из которых идут крайне редко. Но это не очень огорчает мою очаровательную собеседницу.
– У меня есть вещи, которые меня беспокоят больше. Это мой сын Александр. Он учится в шестом классе гимназии № 3 и в 1-й музыкальной школе. И там и там начались серьезные проблемы. Видимо, такой возраст настал. Ему 12-й год идет, уже молодой человек. И это меня сегодня гораздо больше интересует, чем то, сколько и чего я там играю или не играю.
На вопрос, к каким ролям тяготеет актриса, она отвечает:
– Мне интересны разные роли. Ну зачем же себя обеднять!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник культуры России.
Фото из архива Галины Халецкой.

Галина Халецкая умеет петь и вести разговорный диалог в движении. Ее не представишь стоящей на сцене в застывшей позе. Характер сценического персонажа она лепит посредством пластики. От природы Галина нежна и искренна, от природы и раскованна. Жить на свете и быть актрисой – для нее праздник.
Есть у Халецкой еще один дар – чтение прозы и стихов с эстрады, что случается, к сожалению, в последнее время редко. В ее репертуаре классика: Цветаева, Гумилев, Набоков, восточная поэзия. Есть также Солоухин и Шукшин.
Никто не сомневается в том, что нашей героине удалось многое. Но главное – ей удалось стать актрисой разной, непредсказуемой, смело ломающей штампы, амплуа и стереотипы. И не знать на этом пути явных провалов. Даже если какой-нибудь спектакль не признается большой удачей, работа Халецкой всегда стоит особняком. Галина – яркая фигура как для театральных гурманов, так и для простого зрителя. Она не устает искать что-то интересное. Ее очень любят зрители – "приз зрительских симпатий", полученный актрисой несколько лет назад, тому подтверждение. Не в этом ли и состоит актерское счастье?

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике