16+

Татьяна ЛЮТАЕВА: В Москву из Вильнюса привезла детей, собаку и три сумки вещей

Режиссер Светлана Дружинина полгода искала исполнительницу роли Анастасии Ягужинской в "Гардемаринах". А потом пришла на дипломный спектакль мастерской Алексея Баталова во ВГИКе и увидела Татьяну Лютаеву. Это было именно то, что нужно. И Дружинина тут же пригласила актрису в свой фильм.
После удачного дебюта Лютаева продолжала активно сниматься, но делать это было довольно трудно, так как она жила в Вильнюсе. И вот недавно актриса вернулась в Москву.

– Тяжело было играть потомственную аристократку Анастасию Ягужинскую?
– В "Гардемаринах" я вообще ничего не играла. Просто повторяла то, что мне показывала Светлана Сергеевна. Это ее аристократизм я перенесла на экран. Я тогда была 20-летней девочкой, которая первый раз оказалась перед камерой, а тут еще такие платья, прически – я мурлыкала от удовольствия и в профессиональном отношении еще ничего не понимала.
– После такого сумасшедшего начала карьеры как прошло испытание славой?
– Мне не было тяжело. Когда вышел фильм (в 1988 году), я уже жила в Вильнюсе, и у меня как раз родилась дочка Агния. В Прибалтике не принято проявлять эмоции, никто не подбегает, за руки не хватает. Поэтому на "Гардемаринов" отреагировали спокойно. Я даже переживала: "Неужели так плохо?".
Потом были хвалебные отзывы, звонки с предложениями, я снялась в продолжении "Гардемаринов".
А затем в кино начался сложный период, когда снимали те, у кого были деньги. Образование не играло никакой роли. Но я времени даром не теряла, играла в театре. На сцене Вильнюсского русского драматического театра я переиграла множество ролей из классического репертуара: Катарину в "Укрощении строптивой", Настасью Филипповну в "Идиоте", Елену Андреевну в "Дяде Ване", Ольгу в "Трех сестрах"… Театр помог мне стать профессионалом, потому что наша работа тяжелая, требующая полной отдачи – стоит сделать только один прокол, и начнут говорить, что ты плохая актриса.
– Вы родились в Одессе?
– Да, я одесситка. Моя мама до сих пор там живет и категорически не хочет никуда переезжать. Она купается зимой в море, каждое утро бегает. Она психиатр-логопед, у нее много пациентов. Я говорю: "Мама, не тот возраст, зачем столько работать?" А она: "Я нужна людям!".
Одесситы отличаются от всех – они не злятся, не топают ногами, ко всему относятся с юмором. Я, когда была маленькая, с папой каждую субботу ходила на рыбалку. Вставали в 3 часа ночи и отправлялись на пирс. Сидишь с "закидушкой" в руках, запах чая, который папа брал в термосе, вареных яиц, помидоров и колбасы – вот такое детство!
– Сложно представить вас с закидушкой, подсекающую бычков.
– Да я была жуткой бандиткой в детстве! Мама сохранила почти все мои табели, там оценки приличные – четверки и пятерки, но неудовлетворительное поведение – практически везде. У меня подружка была, Аня Сафажинская, сейчас оперная звезда в Тороното, так вот для нас двоих драка на большой перемене – это было как зубы почистить. Мы постоянно влипали в истории. А еще я училась в музыкальной школе по классу скрипки. И вот мама однажды приезжает, не предупредив. Стоит урок за дверью, слушает, как там ее доченька. Выходят дети, а меня – нет. Появляется педагог и говорит: "А Танечка уже полтора месяца не ходит на сольфеджио". Еще я занималась прыжками в высоту и даже была кандидатом в мастера спорта. Но потом решила стать артисткой.
– А сейчас вы ходите на рыбалку?
– Ну, а где здесь рыбачить – в Серебряном бору?
– Долго привыкали к московским холодам?
– Мы сейчас репетируем в антрепризном спектакле "Осторожно, женщины" с Ларисой Удовиченко, она – тоже одесситка. У нас выражение лица от московской промозглости одинаковое. Но я в 17 лет уехала из Одессы и поступила в Москве во ВГИК на курс Алексея Владимировича Баталова. Тогда вышел фильм "Москва слезам не верит", все сходили по Баталову с ума!
– Вы прожили в Прибалтике больше 15 лет. Это наложило отпечаток на ваши привычки?
– Там все иначе, другой менталитет. В Европе, например, всегда приносят отдельные счета всем сидящим за столиком. В Прибалтике жена может у мужа одалживать деньги. Когда я 3 года назад переехала жить в Москву, то долго не могла расстаться с привычкой платить за себя.
– Геройское решение – все бросить, взять детей и уехать в Москву. Как вы решились?
– Меня давно звали сюда и друзья, и режиссеры. Но я была замужем, к тому же не могла оторвать детей от отцов (дочь Агния – от первого брака с Олегасом Дитковскисом, актером и режиссером, сын Доминикас – от второго брака с Рокасом Раманаускасом, режиссером, сыном актера Ромуальдаса Раманаускаса, сыгравшего Рихарда Лозберга в фильме "Долгая дорога в Дюнах").
Но потом мы разошлись со вторым мужем, и я оказалась на съемной квартире. В Вильнюсе это дорогое удовольствие. Платить такие деньги, работая в театре, было невозможно.
– А бывшие мужья вам не помогали?
– Почему? Они участвовали в воспитании детей. Они оба – порядочные люди, нам удалось сохранить цивилизованные отношения. Мне не нравятся женщины, которые могут поливать отца своего ребенка грязью. Зачем тогда ты выходила за этого мужчину замуж и рожала от него детей?
– У вас были конкретные предложения в Москве?
– Нет, ничего конкретного не было. Вначале я приехала одна, двоюродный брат помог мне снять квартиру на Курской. А потом привезла детей, собаку Нику и три сумки, все мое богатство.
– Вы, наверное, привыкли к более спокойному жизненному темпу, и к московским ритмам пришлось адаптироваться?
– Как ни странно, но я быстро освоилась в Москве. И дети очень стимулируют – если бы я была одна, то могла бы расслабиться и пострадать. А так нельзя было ничего показывать, им тоже было нелегко. Агния, когда мы первый раз пришли за книжками в школу, расплакалась. Сын вообще по-русски практически не говорил, ему было всего 3 годика. Но они быстро освоились, и все пришло в норму. Сейчас дочь учится во ВГИКе, а сын ходит в 1-й класс.
Меня сразу позвали в антрепризу "Оскар", и я стала ездить с ними на гастроли. Подружилась с Катей Климовой, Любой Толкалиной, Аленой Бондарчук, Володей Ереминым, Игорем Угольниковым. Потом стали появляться в большом количестве киноработы. В прошлом году с конца мая по начало октября я снялась в 6 проектах.
– Вы влияли на профессиональный выбор дочери?
– Я просто поддержала ее. У нее в голове было много всего разного – одно время она даже хотела стать продавщицей. Но потом она снялась у Володи Мерзоева в эпизоде картины "Знаки любви", потом – еще, и все стало понятно. Ее последняя работа – фильм "Жара" Резо Гигинейшвили, в котором я тоже сыграла эпизодическую роль. Агния там очень хороша – я горжусь!
– На кого она больше похожа – на своего отца или на вас?
– Внешне – на меня в ее возрасте. Но внутренне она другая. Она более – в хорошем смысле слова – расчетлива. Если она захочет чего-нибудь, то добьется! В нашей профессии это – хорошее качество.
– Вы не такая?
– Я принципиальная. Если мне нужно что-то, что противоречит моим принципам, я откажусь от этого, не задумываясь. На компромиссы не пойду. У Агнии более гибкая внутренняя политика.
– А сын уже определился с будущим?
– Надеюсь, что Доминик не пойдет по актерской стезе. Это не очень хорошая профессия для мужчины. С раннего детства он интересовался фотоаппаратами, и я подумала: "Вот, если бы он стал оператором!" А потом встретила на съемках картины "Последний приказ генерала" Диму Мишина, который был там оператором-постановщиком.
– Он ваш ровесник?
– Он на 1,5 года старше. Дима – тот человек, который всегда способен выслушать меня, понять и поддержать.
– А дети как его приняли?
– Отлично! Именно Дима снимал картину "Смерть по завещанию", где Агния играла главную роль, и он там ее оберегал, опекал и очень красиво снял. И с Домиником у них хорошие отношения, мужские.
– Ближайшие планы?
– В ближайших планах у нас построить дом. Семья не маленькая, и, даст Бог, будет пополнение. Никогда не поздно, было бы желание. Так что через год-полтора, если встретимся, надеюсь, будем разговаривать уже у собственного камина!

Раиса Вивчаренко.
Фото автора.

из досье "Призыва"
Татьяна Лютаева родилась 12 марта 1965 г. в Одессе. Закончила ВГИК (мастерская Баталова).
Снялась в картинах: "Гардемарины, вперед!", "Виват, гардемарины", "Чёрный квадрат", "Над тёмной водой", "Ты есть", "Обаяние дьявола", "Женская собственность", "Дура", "Есенин", "Верёвка из песка", "Знаки любви", "Псевдоним "Албанец", "Меченосец", "Волкодав", "Полное дыхание" и др.

Просмотры: