Режиссер Алексей Бурков: Для меня важнее всего оценка зрителя

ТЕАТР 22 ноября во Владимирском областном драматическом театре имени Луначарского владимирцев ожидает премьера спектакля "Это было недавно" по пьесе чешского автора Иржи Губача. Накануне премьеры наш журналист встретился...

– Алексей Александрович, вы поставили около 70 спектаклей. А помните свой первый спектакль?
– Любой режиссер помнит свой дипломный спектакль. Хотя бы потому, какие ужасные мгновения он переживает в этот момент. Мой первый спектакль был "Недоросль" по Фонвизину. Сейчас, вспоминая его, я думаю, какой это все-таки был ужасный спектакль…
– Чем же он был плох?
– Когда проживаешь жизнь в искусстве, ты все время совершенствуешься. С позиции сегодняшнего дня я не могу оценивать его как хороший спектакль.
– Вы можете о том спектакле сказать, что "это было недавно"?
– Конечно. Жизнь – она мгновенно пролетает. И, казалось бы, только вчера закончил институт, а уже прошло 30 с лишним лет, прожитых в этой сложной профессии.
– А есть у вас любимый спектакль, который вы считаете своим личным успехом?
– Любимый – он всегда последний, который репетируется, премьеры которого еще не было.
Что касается успеха, то судить об этом не мне. В конечном итоге, работу режиссера оценивает публика. Перечислять спектакли, которые пользовались у публики успехом, можно до бесконечности…
– Чья оценка для вас важнее: зрителей или критиков?
– Естественно, зрителей. Режиссер работает и ставит спектакли не для критиков. Как правило, критики оценивают постановку с точки зрения собственного понимания того или иного материала. А в искусстве не может быть двух одинаковых точек зрения. Обычно критики говорят режиссерам, как надо было сделать, а мы на это отвечаем: мы сделали иначе! И имеем на это право.
– Вы используете личные режиссерские находки при постановке спектакля или придерживаетесь каких-то классических принципов?
– Классические принципы – это школа, которая есть у режиссера. Они наши кровь и плоть, они существуют где-то в подсознании.
Классические принципы существуют, но ты об этом не думаешь. А думаешь о том, что требует конкретная пьеса, о том, как автора соотнести с артистом, со временем, с публикой.
Работая с каким-то материалом, думаешь о том, как литературный язык перевести на язык сценический, как автора свести с актером, как построить их контакт.
– Вы равняетесь на какие-либо театральные школы? Если не ошибаюсь, вы проходили стажировку в Ленкоме…
– Естественно, какие-то приоритеты у меня лично есть. Я учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии у Георгия Товстоногова, стажировался в московском театре на Малой Бронной у Анатолия Эфроса, потом в Ленкоме у Марка Захарова – все это обогатило мою палитру.
Они совершенно разные режиссеры, и я старался взять от них все, что они мне давали.
Потом, конечно, сформировались свои собственные вкусы, и уже на стыке всех этих школ сформировалось собственное понимание того, что ты делаешь.
Если говорить лично обо мне, то мне ближе некий симбиоз масштабной психологической режиссуры Товстоногова и очень тонкой камерной режиссуры Эфроса.
Что касается Ленкома, то такой театр мне не очень близок. Там присутствует некая масс-культура что ли, зрелищность. Зачастую постановки похожи на шоу, и за счет этого тонкие вещи уходят из ткани спектакля.
– Какой жанр вам наиболее близок?
– Без разницы. Режиссер – профессия в этом смысле тотальная. Я считаю, что профессионал должен уметь делать все: трагедию, комедию, драму, фарс…
– Чью пьесу вам хотелось бы особенно поставить?
– О творческих планах не принято говорить. Но, определенно, пьесу хорошего автора. В последнее время в современной драматургии я не нахожу контакта, внутреннего отклика. Сейчас мои приоритеты лежат в классике.
– Как вы думаете, будет воспринят публикой ваш новый спектакль?
– Это нельзя прогнозировать. Просто я жду хорошую публику и того, что зритель поймет то, что я делаю, и то, что делают мои коллеги.
В цирке говорят: "Манеж покажет". Борцы говорят: "Ковер покажет", водитель говорит: "Дорога покажет".
Будет день – и сцена покажет…

Беседовала Татьяна ЛАПАТИНА.
Фото автора.
г.Владимир.

О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ…
Сюжет пьесы чеха Иржи Губача прост, узнаваем и понятен всем. Четверо давних друзей – выпускников школы через много лет встречаются, чтобы на торжественном вечере вновь зазвучал школьный ансамбль их юности.
В спектакле "Это было недавно" Алексей Бурков тонко пытается разработать тему старшего поколения – семидесятилетних. Она близка всем, будь то чехи, русские, французы. Все люди, которые уходят на пенсию, испытывают одно и то же…
Пьеса добрая, лирическая. Не только о том, что в нашем обществе нет должного уважения к старикам, но и о них самих, о людях, которые, уйдя на пенсию, пытаются продолжать жить…

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике