Леонид Куравлёв: Я вроде как Иванушка-дурачок

КУМИРЫ Популярному и любимому в нашей стране актеру кино Леониду Куравлеву не так давно исполнилось 70 лет. На творческой встрече в Московском Доме кино наш корреспондент побеседовал с...

– Вы помните, когда первый раз появились на экране? Все уверены, что это было у Шукшина в фильме "Живёт такой парень". Но это не так. Был фильм, в свое время пользовавшийся большим успехом из-за Вячеслава Тихонова, "Мичман Панин"…
– Был такой фильм… На четвертом курсе ВГИКа мы сдавали экзамен по вокалу. Надо было спеть романс. Я выбрал один из романсов Кюи и репетировал его совершенно серьёзно.
Надо сказать, относительно своих вокальных данных я никогда не обольщался. Исполнительские достоинства должны были, по моему разумению, явиться в синтезе вокала и пластики. Мимике, жесту надлежало подкрепить вокальный образ, а для полноты образа мне был нужен слушатель, которому можно было адресоваться.
Во время экзамена я выбрал себе такого слушателя – однокурсницу Софико Чиаурели. А она, прекрасная, чуткая актриса, разгадав мой замысел, подыграла этому исполнению, приняв его всерьёз.
Но я заметил и еще одну слушательницу – на глазах у неё выступили слезы, и отнюдь не от умиления – она еле удерживалась от хохота… В перерыве незнакомка подошла ко мне, назвалась режиссером Софьей Милькиной и от имени Михаила Швейцера предложила прочитать сценарий "Мичман Панин", примериться к роли матроса Камушкина.
– Но, Леонид Вячеславович, большинству любителей кино вы запомнились по роли Пашки в фильме "Живёт такой парень".
– Согласен. У каждого артиста есть роль, которая ведёт его по жизни. В "Мичмане Панине" меня заметила ассистент фильма "Из Лебяжьего сообщают" – дипломной работы Василия Шукшина. И утверждение на главную роль в фильме "Живёт такой парень" – счастливый момент в моей жизни. Ведь что главное в моём Пашке Колокольникове – огромный заряд добра.
– Вы сыграли почти в двухстах фильмах. За плечами большой опыт работы в кино. А кто был в кино вашим мальчишеским кумиром?
– Сергей Гурзо в "Молодой гвардии" и "Смелых людях". Это прекрасная актёрская школа и серьёзное отношение к работе.
– Чаще всего вы играли в комедиях…
– Не мы ищем жанр, а жанр нас находит. По-моему, сказано точно. Одна из самых больших моих комедийных ролей – Афанасий в "Афоне". А получить эту роль мне помогла… скромность. Я знал, что Георгий Данелия долго и безуспешно ищет актёра на роль молодого худого сантехника. И когда Данелия в конце концов пригласил меня попробоваться, я отказался: старый, мол, стал, располнел.
Это заело именитого режиссёра: нет, он заставит прийти на пробы! Через некоторое время мы вновь встретились. В новом варианте сценария Афоня повзрослел. А для оправдания полноты, относительной, конечно, нашли объяснение. На собрании в ЖЭКе Афоне сердито бросают: "Сытый, откормленный…" Афоня за словом в карман не полез: "А мне на диете сидеть ни к чему!"
– Вы не скучаете по классическим, драматическим ролям?
– Классику я играл тоже много – Хома Брут в "Вие", Робинзон Крузо, в "Бешеных деньгах" по Островскому, у Тодоровского в "Последней жертве" по Островскому, играл чеховские роли у Швейцера, который сейчас собирается снимать новую ленту по рассказам Чехова и предлагает мне роль.
– "Золотой теленок" и "Время, вперёд!" – тоже классика.
– Конечно. Хотя часто актёрам, в том числе и мне, предлагают играть то, что лежит на поверхности его актёрской индивидуальности. Я давно понял, что надо хвататься за те роли, которые для тебя неожиданны. Играя роли одной обоймы, можно быстро надоесть, тебя перестанут снимать. Так бывает в нашей профессии.
– Мне вы представлялись любителем покопаться в огороде.
– Нет. Но мне близок такой взгляд на меня. От меня исходит дух провинции. Доходит до нелепости. Например, как-то Владимир Меньшов спрашивает: "У тебя есть машина?". Говорю, что уже лет 15 как есть. А он: "Странно, Куравлёв – и машина!" Я вроде бы Иванушка-дурачок. И это идёт от ролей Паши Колокольникова, Шуры Балаганова… Я не обижаюсь, я всё понимаю.
– Не было ли у вас когда-нибудь желания найти для себя роль и предложить какому-нибудь режиссёру снять фильм?
– Я всегда был в этом осторожен, скромен, никогда в этом деле ни на что не претендовал. В отличие от актёров театра, которые могут предложить себя своему режиссёру, актёры кино -"бесхозные". А я никогда не сидел без дела, я и так не обижен…
Словом, работа пока есть. И я каждый день благодарю за это судьбу.

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.
Фото автора и из архива редакции.
Москва-Владимир.

ИЗ БАЕК ОБ АКТЕРЕ
Однажды Леонид Куравлев поднимался в лифте с одним чиновником кино, которого многие недолюбливали. А поскольку чиновник был неглуп, то понимал это прекрасно, а потому был подозрителен и всегда старался вызнать, что думают о нем окружающие.
Что-то в тот день не ладилось у Куравлева, поэтому он был мрачен и сосредоточен, думая о своих проблемах. Чиновник же пытливо смотрел на него, а потом не выдержал и сказал:
– Леонид, я бы дал 10 рублей, чтобы узнать, о чем ты сейчас думаешь…
– Уверяю тебя, то, о чем я думаю, денег этих не стоит, – ответил Куравлев.
– Ну, все-таки, о чем?
– О тебе я думал! – сказал Куравлев и вышел из лифта.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Леонид Вячеславович Куравлев одился 8 октября 1936 года в Москве. Он рано потерял отца, а в 1941 году мать Леонида по ложному обвинению выслали на Север. Здесь они с Леонидом прожили несколько лет, пока не вернулись в родную Москву. До учебы в институте Куравлев работал в московской артели "Оптик".
Окончил актерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии (1960, мастерская Б. Бибикова). В 1960-1992 – актер Театра-студии киноактера. Народный артист РСФСР (1976).
Снялся более чем в 160 фильмах, в том числе в таких бестселлерах советского и российского проката, как: "Мичман Панин", "Когда деревья были большими", "Вий", "Золотой теленок", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Седьмое небо", "Иван Васильевич меняет профессию", "Семнадцать мгновений весны", "Афоня", "Мимино", "Шла собака по роялю", "Следствие ведут знатоки", "Ищите женщину", "Мы из джаза", "Змеелов", "Самая обаятельная и привлекательная", Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается", На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди", "Кодекс бесчестия", "Ширли-мырли", "Сибирский цирюльник" и др.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике