ЛЮК БЕССОН: Хотел бы снять фильм о Терешковой

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС Звезда мирового кинематографа рассказал корреспонденту "Призыва" о новом фильме и творческих планах

Представлять свой новый фильм "Ангел-А" в Москве режиссер Люк Бессон приехал в компании очаровательной спутницы и исполнительницы главной роли Ри Расмуссен. Он первым начал разговор, был оживлен, много шутил и постоянно переходил с английского на французский, чем приводил в замешательство переводчика и журналистов.

– Мне очень приятно оказаться в России, и я благодарен русским журналистам за ваше внимание и уважение. Я очень счастлив, что рядом со мной сейчас – настоящий ангел, актриса Ри Расмуссен.
Фильм "Ангел-А" очень важен для меня. Надеюсь, что он принесет в наш циничный мир что-то хорошее. Для меня после 30 лет работы в кино этот фильм – символ свободы. К тому же, он выходит в марте и рассказывает о женственности. Да здравствует женщина!

? Почему на роль Ангела-А Вы утвердили Ри Расмуссен?
– Ри – полноценная творческая личность, у нее богатый внутренний мир. Она привнесла в картину много идей, и хотя я не мог воспользоваться всеми ее советами, она очень помогла мне. Ри была бы отменным режиссером. Но делала она все это со свойственной ей скромностью и воспитанностью.
Специально для этой роли Ри выучила французский. А в самом начале она мне соврала. Я спросил ее: "Вы быстро говорите на французском?", она ответила: "Да, да, конечно!". И две недели я ей что-то рассказывал, а она все говорила: "Да, да". Потом я ей сказал что-то, на что она точно должна была ответить "нет", а она снова: "Да". И вот ей пришлось целыми днями смотреть французское ТВ, и через короткое время она уже бегло говорила по-французски.

? Почему это черно-белый фильм?
– Потому что в черно-белом варианте гораздо дешевле снимать (Смеется). На самом деле весь фильм построен на контрастах: женское-мужское, внутреннее-внешнее, белое-черное. Черно-белая стилистика – неотъемлемая его часть. Очень часто цвет жесток, а эта картина не должна быть жестокой.

? Почему Вы снимали фильм в хронологическом порядке (события следуют друг за другом так, как они потом будут располагаться в готовой картине)?
– Делать кино в хронологической последовательности не то что легче, а просто эффективнее. Когда снимаешь день за днем, то видишь всю историю в развитии и можешь менять какие-то вещи, уточнять их по ходу дела. Это дает тебе больше воздуха, и я часто позволяю себе такую роскошь. А если ты снимаешь эпизоды не по хронологическому порядку, то ты уже ничего не можешь изменить – у тебя нет никакого выхода.

? Станет ли Ваш новый фильм коммерчески успешным?
– Это всего лишь штампы, которые придумали журналисты. Я никогда не делал коммерческих картин. Все мои фильмы очень личные. Никто не дал мне ни одного евро на "Голубую бездну", когда я в 16 лет начал писать к ней сценарий.
Когда человек хочет самовыразиться, ему неважно, станет ли его проект популярным и коммерчески успешным. Каждое утро мне просто необходимо взять в руки ручку с бумагой и написать что-нибудь.
И ничего не поменяется от того, принесет мне это денег или нет. Все равно я полностью выкладываюсь умственно, душевно. И год спустя, если это станет коммерческим сценарием, то хорошо, а если нет – то и Бог с ним.
То же в футболе. Когда футболист бьет по мячу, он не думает в этот момент о своем гонораре. Он думает о том, забил ли он гол в ворота.

? Вы как-то сказали, что хотите снять всего десять фильмов. Девять Вы уже сняли, остался один. Будете ли Вы продолжать снимать кино?
– Что касается 10 фильмов, я думаю, что таким образом я просто пытаюсь защитить творческую личность, которая живет во мне. В Голливуде, где я сейчас живу, практически каждую неделю я получаю очень заманчивые и симпатичные предложения, в которых речь идет о больших деньгах. В воображении тут же начинают маячить огромные дома и лимузины.
Но все последние 15 лет я вежливо отвечаю: "Нет!". У меня только 10 патронов, и я должен очень хорошо подумать перед тем, как выстрелить.
С другой стороны, если творческая личность во мне через полгода или год поймет, что ей есть что сказать, я буду снимать кино. А сейчас, когда я сделаю, наконец, свои 10 фильмов, может быть, я все-таки подпишу контракт с Голливудом.

? Расскажите о своей работе над анимационным фильмом "Артур".
– Я работаю над этим фильмом последние 5 лет. Это очень сложный и дорогостоящий проект. Его бюджет составляет 65-70 миллионов евро. И мы ни у кого не просили денег, все профинансировали сами. Для меня это настоящий вызов, и я горжусь, что мне придется конкурировать с такими великими студиями, как "Dreamworks" и "Disney". Это подстегивает.
В свое время, когда я снимал фантастический "Пятый элемент" в Европе, то он должен был конкурировать с "Людьми в черном" и "Парком Юрского периода". Мне тогда казалось, что это был очень интересный вызов, и я принял его.

? Есть планы снимать в России?
– Я никогда ничего не планирую – просто встречаюсь с людьми, радуюсь этим встречам, и если у меня возникает желание работать вместе, то я делаю это. Так однажды я встретился с Джетом Ли, и мы сделали два фильма ("Поцелуй дракона" и "Дени – цепной пес").

? Как Вы относитесь к русским женщинам?
– Для меня не имеет никакого значения национальность женщины: русская она или француженка. Главное в женщине – это ее сила. У женщин есть огромная привилегия – возможность давать жизнь. У мужчин такой привилегии нет, поэтому они всю жизнь занимаются войной, чтобы показать, какие они крутые. Но в конце концов они-то сами знают, что ни на что не годны.

? Вы сняли фильм об известной француженке, которая спасла свою страну, Жанне д´Арк. А Вы хотели бы снять фильм о какой-нибудь русской женщине, исторической персоне?
– Есть русская женщина, о которой я хотел бы снять фильм – это "Чайка", Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. Я прочел ее историю, и она потрясла меня. Она жила где-то в провинции и увидела как-то в газете объявление, что проводится отбор женщин-астронавтов. Она села на поезд и поехала в Москву, потому что очень хотела летать. Выстояла огромную очередь из 2 или 3 тысяч человек. И выбрали ее!

? Верите ли Вы в ангелов?
– Я не верю в Бога, но в ангелов верю. Если бы Бог существовал, то мы все были бы ангелами.

? Какие из Ваших фильмов самые любимые?
– "Ангел-А", "Жанна д´Арк" и "Атлантис".

? Что Вы пожелали бы режис серу, который снимает фильм о любви?
– Никогда не ври себе.

? Почему все Ваши фильмы снимаются в столичных городах – Париже, Нью-Йорке… Провинция не вдохновляет?
– На самом деле "Голубая бездна", "Атлантис", "Жанна д´Арк" снимались как раз в провинции. И потом, я изначально не согласен с такой постановкой вопроса. Когда смотришь на небо и видишь там звезды, то между ними не существует никаких разграничений на провинцию и столицы. Они все светят по-разному, но каждая звезда хороша по-своему.

? Вы любите снимать Париж?
– Смеетесь? Конечно, люблю! Это огромное удовольствие. Город очень фотогеничен. Это старый город, невысокий и компактный, проспекты открыты, мосты и дома растянуты.
Вот снимать в Нью-Йорке – просто кошмар. Когда мы работали над "Леоном", я отправил двух ассистентов отснять те улицы и проспекты, которые меня интересовали. В результате у меня было 4 огромных фотоальбома с видами города. Когда мы решали какую-то сцену, то просматривали фото и отмечали, где, в какой момент находится солнце, как свет будет играть в кадре. Это был просто ад, потому мы поняли, что на съемки у нас есть примерно по часу времени. Нью-Йорк – город небоскребов, солнце быстро уходит, и все тут же погружается в тень.

? Как Вы определили бы свой свой режиссерский стиль?
– Для журналистов я неприятный человек. Вам никак не удается меня классифицировать – такой я противный мальчишка! Лично меня занимает только свобода, без нее творчество не имеет смысла и интереса. Это единственная область, где не нужны визы, паспорта, а все говорят на интернациональном языке.
Расскажу одну историю. Во время съемок "Атлантиса" мы работали практически на Северном полюсе, где живет такой народ – инуиты (эскимосы). Там холод страшный, у местного населения абсолютно свой уклад жизни. И вот мы как-то сидели в палатке и просматривали отснятый материал, а у нас с собой было много всяких кассет. Я взял и поставил 7-летнему инуитскому мальчику "Подземку". Он молча сидел и смотрел, и ему очень понравилось.
А вот другая история. "Голубую бездну" мы снимали в Перу. На горном плато на высоте 4000 метров наш поезд остановили. Мы посмотрели в окно и увидели сотню кабальеро на лошадях с оружием – местные повстанцы. Они остановили поезд, потому что он принадлежал президенту Перу, и они подумали, что здесь может находиться кто-то из правительства.
Мы послали переводчика на переговоры. Парень вернулся через 10 минут и сказал, что они хотят знать, о чем мой фильм – может быть, он политический, и направлен против их борьбы, они должны знать.
Я подумал: "О, Боже! Что им сказать?". Я шел, а там очень высоко и разреженный воздух, я задыхался. Я сказал их предводителю все как есть, что мой фильм о ныряльщике, который хочет уплыть в море и жить с дельфинами. А сам подумал: "Черт! А ведь хорошая история!".
Он посмотрел на меня как на ненормального, или как на инопланетянина, но понял, что мой фильм не имеет никакого отношения к его борьбе. И отпустил нас.
Вот что такое искусство, в глобальном смысле этого слова. А фильм, кстати, с тех пор очень популярен в Перу.

Раиса ВИВЧАРЕНКО.
Фото автора.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
Среди фильмов, снятых Люком Бессоном, наиболее популярными стали:

– Леон,
– Ее звали Никита,
– Пятый элемент,
– Такси,
– Голубая бездна,
– Жанна д`Арк,
– 13-й район.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике