Нина Гребешкова: Сниматься у мужа мне было тяжелее, чем другим

ЗВЕЗДОПАД Зато семейную жизнь с ним она называет счастьем

В лицо ее знает даже молодежь – благодаря "Бриллиантовой руке" и "Кавказской пленнице". Ну кто не вспомнит заботливую супругу Семен Семеныча Горбункова с ее крылатой фразой: "У тебя там не закрытый, а открытый перелом!" А врача скорой психиатрической помощи, поставившего с ходу диагноз Шурику: "Делириум тременс – белая горячка?!"

Конечно, яркие роли у народной артистки России Нины Гребешковой были и в других фильмах. О них, о жизни, о муже – известном кинорежиссере Леониде Гайдае, шла речь в интервью по случаю ее 75-летнего юбилея.
– Я хотела быть учительницей начальных классов. Но поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова. Мне было 17 лет. Курс был пестрый – люди зрелые, уже узнавшие, почем фунт лиха, и такие, как я или Аллочка Ларионова. Мы больше смеялись, нас все развлекало…

– И вас почти сразу стали приглашать сниматься?
– С первого курса. Помню эпизод в "Смелых людях". Я играла девочку с куклой. И достаточно было картине выйти на экраны, чтобы весь Гагаринский переулок, где я жила, уже считал меня знаменитой. Фильмов тогда было мало, и каждый смотрели все и по многу раз.

– Когда вы встретились с Гайдаем?
– Во ВГИКе, в 49-м. Я у него в отрывке из "Отца Горио" играла госпожу де Нюсенжен. Видимо, он уже тогда хорошо ко мне относился, раз дал такую роль. 1 ноября 1953 года мы поженились и прожили вместе сорок лет. Все было. Все и должно быть в жизни. Но в общем это было счастье.

– Гайдай сделал из вас актрису комедийную. Но начинали-то вы ведь с героинь?
– Нет, вначале были пионерки и комсомолки. А когда мне исполнилось тридцать, стали поговаривать: "Ну-у-у, какая же она комсомолка? Все-таки тридцать уже. Не годится". "Все, -подумала я. – Моя творческая биография закончилась". И очень переживала. Но тут меня пригласили сыграть молодую маму в фильме "Приключения Толи Клюквина". А потом и Гайдай – на "Бриллиантовую руку". Тоже, кстати, на молодую маму. Так я продержалась до сего дня.

– Фразы из фильмов Гайдая давно стали крылатыми. Он думал об этом, когда снимал?
– Чтобы послать фильм на фестиваль или оставить в веках? Что вы! Он просто сам получал колоссальное удовольствие и доставлял его другим. А вы знаете, что он был потрясающим комедийным актером? На дипломе, в водевиле, играл главную роль. Я до сих пор это вижу. Пырьев на том спектакле упал в кресло, вытянул ноги и уже не мог смеяться, только вздрагивал.

– Но вас многие знают по репликам, ставшим афоризмами…
– Вы имеете в виду "Бриллиантовую руку"? Ведь первоначально одна из знаменитых фраз звучала так: "Ваш муж тайно посещает синагогу". Об этом мало кто знает. И ее было рекомендовано заменить на что-то более нейтральное. Один чиновник из Госкино предложил заменить на тайный дом свиданий. Тогда Леня наивно так поинтересовался. "Я знаю, что синагога в Москве, а вот про тайный дом свиданий впервые слышу. Может быть, у вас другая информация?" Чиновник осекся и предложил вариант с любовницей. "Это будет смешно?" – мрачно спросил муж. "Очень", – заверил чиновник. Так и осталась в фильме фраза: "Ваш муж тайно посещает любовницу". Она, как и многие другие, действительно, стала популярной.

– Это правда, что Леонид Иович был суеверным человеком: разбивал, например, тарелку перед началом съемки. Или, скажем, в каждый фильм включал эпизод с черной кошкой?
– Кстати, кошек он очень любил. Я виновата перед ним. Так и не разрешила ему заиметь в доме кошку. Зато сейчас меня внучка уговорила. И у нас в доме живет теперь Глаша как бы в память о Лене.

– Нина Павловна, с Гайдаем было легко на съемочной площадке?
– Мне – очень тяжело. Он за камерой проигрывал все, что играла я. Другим, по-моему, с ним было легче. Знаете, как он работал? Вот идет сцена, актер отговорил положенный текст, а Леня не говорит: "Стоп!" Для него импровизация была важна: "Текст кончился, а ты продолжай жить, как нормально живешь!" В этом отношении был незаменим Георгий Михайлович Вицин. Леня его боготворил. Всегда полное спокойствие. Всегда готов к съемке, знает текст и на сто процентов включается в импровизацию. Уникальный актер. Слава Богу, он популярен. Но все равно был недооценен. Хотя ему этого и не надо было. Он, как и Леня, получал удовольствие от работы.

– У вас с Гайдаем много было друзей?
– Понимаете, мы не дружили с кем-то очень близко. Многое выяснилось, когда Лени не стало. Оказалось, что истинных друзей много. Они не считали себя друзьями дома, ни на что не претендовали, но просто поддерживали в трудную минуту. Леня Куравлев, Наташа Варлей, Дима Харатьян – они меня просто спасли. Тогда все навалилось сразу. Сначала ушел Леня, а потом по мелочам: квартиру затопило, дача сгорела… Вообще, 1993 год был странным. 30 января ему исполнилось 70 лет. 20 марта – 50 лет его ранению на фронте. Он считал эту дату вторым днем рождения. 1 ноября – 40 лет нашей совместной жизни. А 19 ноября он умер…

– Вы не жалеете, что под воздействием мужа посвятили себя исключительно кинокомедии?
– Да вы ошибаетесь! У меня больше 50 картин! Гайдай снял 15-16, а у меня – 60. Другое дело, что те, другие, картины практически умерли. Был такой случай. Собралась я сниматься у Лени в "Кавказской пленнице". И в это же время меня приглашают в Киев. А Леня заболевает на съемках и просит меня приехать. И я подумала: "Что же делать? Придется ехать на эпизод и отказываться от большой роли". Но в итоге "Кавказская пленница" идет до сих пор, а ту картину никто не помнит. Так что не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Гайдаевские фильмы выдержали испытание временем. И я счастлива, что принимала в них участие. Хотя ведь у меня только в "Не может быть!" и в "Бриллиантовой руке" более или менее центральные роли, а в остальных – эпизоды.

– Фильм "Не может быть" поставлен по Зощенко?
– Леонид Иович очень любил этого писателя и был рад, что ему разрешили снимать фильм. Могли и не дать "добро".
С "Иваном Васильевичем", например, было нелегко. Это же по Булгакову, а он был в то время не рекомендованным к постановке писателем. Многие актеры тогда отказались сниматься в этом фильме. Так и говорили: "Не хотим сниматься на полку…"

– Нина Павловна, а что сейчас?
– Недавно снялась в фильмах "Сыщик" и "Лавина". За последнюю на кинофестивале в Минске получила приз за эпизодическую роль. Пусть меньше и реже, чем раньше снимаюсь. Но рада, что по-прежнему есть работа…

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.
Фото из архива автора.

фильмография
1950 Смелые люди
1951 Спортивная честь
1953 Честь товарища
1954 Испытание верности
1959 Девочка ищет отца
1959 Муму
1960 Нормандия Неман
1960 Трижды воскресший
1961 Жизнь сначала
1961 Чужой бумажник
1963 Слепая птица
1963-1964 Вызываем огонь на себя
1064 Приключения Толи Клюквина
1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1968 Бриллиантовая рука

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике