16+

“Соловьи” звучали в космосе

– Валерий Николаевич? – спрашиваю, набрав номер дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Кубасова.
– Он самый! – отвечает Москва.
– Я из владимирского "Призыва". Готовим материалы, посвященные очередному празднику песни на вашей родине, в Вязниках. Не уделите время?
– С удовольствием! "Призыву", уважаемой нашей областной газете – всегда! Приезжайте!
И вот я в квартире Кубасова. Первым делом хозяин посетовал, что в этот раз он не сможет приехать в Вязники:
– 24 июля, в самый разгар праздника, я буду встречать в Шереметьево делегацию американских космонавтов – ведь исполняется 30 лет со дня нашей первой международной космической программы "Союз-Apollo".
Но я очень люблю бывать на солнечной поляночке. Возможно, мне удастся побывать в Вязниках накануне праздника. Он давно стал хорошей традицией.
Начало ей положил бывший первый секретарь горкома партии Вязников Ян Захаров.
– Наше детство прошло в военные и послевоенные годы. Тогда много пели песен на стихи Алексея Ивановича – мелодичных, задушевных. Их и сегодня многие любят.
Мы вечерами слушали их дома, музыка разносилась по всему городу. Городской сад и до сих пор цел, правда, уже не тот, что раньше. Тогда это было место встречи молодежи, влюбленных, танцы под духовой оркестр.
В детстве Кубасову не довелось встретиться с Фатьяновым, хотя они жили недалеко друг от друга. Кубасов стал вспоминать знакомых, как-то связывающих с Фатьяновым:
– Мы раньше жили на проспекте Мира в Москве. Соседями нашими были Тамара Михайловна и Анатолий Александрович Сперанские, дружившие с Фатьяновыми. Тамара Михайловна много рассказывала о Фатьянове, о том, какой это был сильный и жизнерадостный человек.
С женой, сыном и дочерью Фатьянова я встречался в Вязниках. Сын Игорь был военным. Лет 25 назад его мать позвонила мне и попросила помочь Игорю устроиться в воинской части.

В центре Вязников есть площадь, перед ней сквер и ГУМ. На магазине перед войной висел репродуктор. Кубасову было 6 лет, но он отлично помнит день, когда на площади было много притихших людей. Они слушали радио, голос еще одного нашего знаменитого земляка, диктора Левитана.
– Я не понимал, о чем он говорит. Спросил соседку. "Война началась!" – кратко ответила она.
В войну все время хотелось есть. Мать добывала картошки, ставила варить, а я с нетерпением спрашивал: "Когда же она сварится?"
Конец войны тоже помню. Ночью всех разбудили гудки фабрик. Проснулись мать, сестра и я. Я понял, что кончилась война, а утром засияло солнце, был большой праздник.
Впервые песни Фатьянова Валерий Николаевич услышал и полюбил в 50-х годах. А когда полетел в космос, то по его заявке с земли транслировали фатьяновских “Соловьев”.
– Песни Фатьянова знают и любят во всем мире – сам убедился. Помните: "Ничего, что ты не из Вязников, Отечеству мы все земляки…”
В Вязниках много людей с хорошими голосами. Муж сестры Кубасова тоже родом из Вязников. Владимир Тарасевич живет во Владимире и в свои 75 лет поет исключительно хорошо. Видимо, в Вязниках есть какая-то энергия космоса, которая придает звучание душе человека.
– Я учился в школе №2. В числе ее выпускников – пять Героев Советского Союза. С одним – Хвастуновым – я работал в “Энергии”, он был руководителем летного отряда гражданских космонавтов.
Учился в школе Кубасов вначале посредственно и послушанием не отличался.
– Просветление наступило где-то к 7-му классу. Я стал хорошо учиться и закончил школу с серебряной медалью. Вот и все, что помню из вязниковского детства, – завершил интервью Валерий Кубасов.
Владимир СОПУНОВ.
Москва-Владимир.

Просмотры: